ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПАШКЕВИЧ |
Композиторы - П |
XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности - крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества - скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира - таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх. Среди создателей этого жанра важное место принадлежит В. Пашкевичу - композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу. Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном бальном оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее - в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: ...г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих... Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, - это театр. В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с Вольным российским театром , К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы. В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем капельмейстером бальной музыки , скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II. 3 этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра - оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер. Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, - Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой - произведения для придворного театра ( Февей - 1786, Федул с детьми - 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению Начальное управление Олега - 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен. Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере Февей : Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж . Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы - Несчастье от кареты (1779, либр. Я. Княжнина), Скупой (ок. 1780, либр. Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), Тунисский паша (муз. не сохр., либр. М. Матинского), Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор (1-я ред. - 1782, партитура не сохр., 2-я ред. - 1792, либр. М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал: Представь бездушного Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого. Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки. Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма. |
Читайте: |
---|
Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м![]() С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват... |
Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти![]() 29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк... |
Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д![]() 27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ... |
Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии![]() 8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио... |
![]() Курляндский Дмитрий АлександровичКурляндский родился в 1976-м году, девятого июня в Москве. Он окончил обучение в Московской консерватории затем у Леонида Бобылева аспирантуру. Поми... Читать>> |
![]() МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ (Falla)М. де Фалья - выдающийся испанский композитор XX в. - в своем творчестве развивал эстетические принципы Ф. Педреля - идейного руководителя и организ... Читать>> |
![]() Джузеппе Саверио Рафаэле МеркадантеДжузеппе Саверио Рафаэле Меркаданте (Mercadante) (1795-1870) - итальянский композитор. Написал около 60 опер, из них наиболее известны Апофеоз Гер... Читать>> |