Из жизни великих:

УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

News image

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. ...

Женитьба Фигаро

News image

Le nozze di Figaro ossia la folle giornata — что в переводе на русский язык означает «Свадьба Фигаро», одно из творен...

<<Нюрнбергские мейстерзингеры>>.

News image

В этом произведении Вагнер как художник оказался неизмеримо выше своих общественно-политических и философских взглядов...

Закулисье:

Фестиваль под названием "Жемчужины классической музыки

News image

На крыше амфитеатра под названием "Азриэли" двадцатого сентября открылась суккотная "Греческая таверна". Чувственную, за...

Дирижер Риккардо Мути отменил концерты в США из-за обос

News image

Всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути (Riccardo Muti) из-за серьезного недомогания был вынужден отказат...

Авторизация






&lt;&lt;Искусство и революция&gt;&gt
Биография и творчество - Вагнер

<<искусство и революция>>

В высшей степени прогрессивно следующее положение, выдвинутое Вагнером уже в самом начале брошюры: <<Мы вовсе не станем заниматься здесь абстрактными дефинициями искусства, но ставим себе иную, на наш взгляд, вполне естественную, задачу: обосновать значение искусства как функции общественной жизни, политического устройства; установить, что искусство -- продукт социальной жизни>>. Как видно, это высказывание Вагнера находится в резком, непримиримом противоречии с реакционными <<теориями>> так называемого <<чистого>> искусства, якобы независимого от общественной, политической жизни. Дальше Вагнер пишет: <<... искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя>>.

Вагнер утверждает, что идеалом общественного строя является античная Греция, породившая величайшее создание искусства -- греческую трагедию. Правильно оценивая великие художественные достижения древнегреческого театра, Вагнер вместе с тем, подобно многим буржуазным историкам искусства, идеализирует античный общественный строй, представлявший собой на самом деле рабовладельческую формацию, хотя для своего времени и прогрессивную по сравнению с родовой общиной, но бесконечно далекую от идеала.

Прогрессивное значение имеют в брошюре <<Искусство и революция>> страницы, посвященные критике христианства, способствовавшего, как говорит Вагнер, падению искусства и превращению художника в <<раба индустрии>>. Вагнер дает христианству самую беспощадную характеристику: <<Христианство оправдывает бесчестное, бесполезное и жалкое существование человека на земле чудодейственной любовью бога, который вовсе не создал человека... для радостной, все более осознающей себя жизни и деятельности на земле; нет, он запер его здесь в отвратительную тюрьму, чтобы приготовить ему после смерти, в награду за то, что он преисполнился здесь, на земле, полнейшего в себе презрения, -- самую покойную вечность и самое блестящее безделье>>. << Лицемерие , -- пишет Вагнер, -- является, вообще говоря, самой выдающейся отличительной чертой всех веков христианства, вплоть до наших дней...>>. <<...Искусство, вместо того чтобы освободиться от якобы просвещенных властителей, какими являлись духовная власть, <<богатые духом>> и просвещенные князья, продалось душой и телом гораздо худшему хозяину: Индустрии... Вот каково искусство, которое в настоящее время заполняет весь цивилизованный мир: его истинная сущность - индустрия, его эстетический предлог -- развлечение для скучающих>>.

Нужно правильно понять, неточную формулу Вагнера: под <<индустрией>> он понимает буржуазно-капиталистический строй, который он подвергает жестокой критике, как строй, несовместимый с свободным развитием искусства. Именно в условиях этого строя, где все определяется властью денег, искусство становится ремеслом и предметом торговли. Вот против чего со всей силой и страстью восстал Вагнер! Где же выход? В революции. <<Великая Революция всего человечества>>, говорит Вагнер, может возродить истинное искусство. <<Истинное искусство может подняться из своего состояния цивилизованного варварства на достойную его высоту лишь, на плечах нашего великого социального движения; у него с ним общая цель, и они могут ее достигнуть лишь при условии, что оба признают ее. Эта цель -- человек прекрасный и сильный : пусть Революция даст ему Силу, Искусство -- Красоту >>. Тут же нужно отметить непоследовательность Вагнера, являющуюся отражением ограниченности мелкобуржуазной революционности: критика капитализма сочетается с непониманием реальной общественной ситуации и подлинных задач революции; утверждая правильную мысль о зависимости искусства от социальной жизни и политики, Вагнер одновременно говорит о несовместимости его ни с какой властью, ни с каким авторитетом и называет все это <<высшей свободой>>. Такое отрицание государственной власти и государства вообще является не чем иным, как проявлением мелкобуржуазного анархизма.

В этой же работе Вагнер, пока еще бегло, ставит вопрос об <<истинной драме>>, которая не будет ни драмой, ни оперой (в старом смысле) и где сольются все виды искусства. Идеи реформы музыкальной драмы Вагнер широко и подробно разрабатывает в таких работах, как <<Художественное произведение будущего>> (1850), <<Опера и драма>> (1851), отчасти <<Обращение к друзьям>> (1851), написанное как предисловие к трем оперным либретто: <<Летучий голландец>>, <<Тангейзер>>, <<Лоэнгрин>>.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ (Mendelssohn-Bartholdy)

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятель...

Читать>>
News image

ИОГАНН КРИСТИАН БАХ (Bach)

Галантнейший из всех сыновей Себастьяна (Г. Аберт), властитель дум музыкальной Европы, модный педагог, популярнейший композитор, могущий поспорить...

Читать>>
News image

ФРОМАНТАЛЬ ГАЛЕВИ (Halevy)

Французский композитор. Член Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерват...

Читать>>