Из жизни великих:

Афоризмы Бетховена

News image

Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. Истинный художник, любящий больше всего искусство...

Людвиг ван Бетховен: биография

News image

Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3

<<Риенци>>

News image

Если увертюра <<Фауст>> принадлежит к лучшим достижениям раннего периода творчества Вагнера и обнаружива...

Закулисье:

Классическая музыка прозвучала для воспитанников детски

News image

Сейчас Ханты-Мансийский банк осуществил благотворительную акцию специально для всех воспитанников из детских домов из Ка...

В Бурятии назначен нового художественный руководитель т

News image

Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков представил Антона Лубченко, который с 28 сентября назначен новым художественным...

Авторизация






&lt;&lt;Искусство и революция&gt;&gt
Биография и творчество - Вагнер

<<искусство и революция>>

В высшей степени прогрессивно следующее положение, выдвинутое Вагнером уже в самом начале брошюры: <<Мы вовсе не станем заниматься здесь абстрактными дефинициями искусства, но ставим себе иную, на наш взгляд, вполне естественную, задачу: обосновать значение искусства как функции общественной жизни, политического устройства; установить, что искусство -- продукт социальной жизни>>. Как видно, это высказывание Вагнера находится в резком, непримиримом противоречии с реакционными <<теориями>> так называемого <<чистого>> искусства, якобы независимого от общественной, политической жизни. Дальше Вагнер пишет: <<... искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя>>.

Вагнер утверждает, что идеалом общественного строя является античная Греция, породившая величайшее создание искусства -- греческую трагедию. Правильно оценивая великие художественные достижения древнегреческого театра, Вагнер вместе с тем, подобно многим буржуазным историкам искусства, идеализирует античный общественный строй, представлявший собой на самом деле рабовладельческую формацию, хотя для своего времени и прогрессивную по сравнению с родовой общиной, но бесконечно далекую от идеала.

Прогрессивное значение имеют в брошюре <<Искусство и революция>> страницы, посвященные критике христианства, способствовавшего, как говорит Вагнер, падению искусства и превращению художника в <<раба индустрии>>. Вагнер дает христианству самую беспощадную характеристику: <<Христианство оправдывает бесчестное, бесполезное и жалкое существование человека на земле чудодейственной любовью бога, который вовсе не создал человека... для радостной, все более осознающей себя жизни и деятельности на земле; нет, он запер его здесь в отвратительную тюрьму, чтобы приготовить ему после смерти, в награду за то, что он преисполнился здесь, на земле, полнейшего в себе презрения, -- самую покойную вечность и самое блестящее безделье>>. << Лицемерие , -- пишет Вагнер, -- является, вообще говоря, самой выдающейся отличительной чертой всех веков христианства, вплоть до наших дней...>>. <<...Искусство, вместо того чтобы освободиться от якобы просвещенных властителей, какими являлись духовная власть, <<богатые духом>> и просвещенные князья, продалось душой и телом гораздо худшему хозяину: Индустрии... Вот каково искусство, которое в настоящее время заполняет весь цивилизованный мир: его истинная сущность - индустрия, его эстетический предлог -- развлечение для скучающих>>.

Нужно правильно понять, неточную формулу Вагнера: под <<индустрией>> он понимает буржуазно-капиталистический строй, который он подвергает жестокой критике, как строй, несовместимый с свободным развитием искусства. Именно в условиях этого строя, где все определяется властью денег, искусство становится ремеслом и предметом торговли. Вот против чего со всей силой и страстью восстал Вагнер! Где же выход? В революции. <<Великая Революция всего человечества>>, говорит Вагнер, может возродить истинное искусство. <<Истинное искусство может подняться из своего состояния цивилизованного варварства на достойную его высоту лишь, на плечах нашего великого социального движения; у него с ним общая цель, и они могут ее достигнуть лишь при условии, что оба признают ее. Эта цель -- человек прекрасный и сильный : пусть Революция даст ему Силу, Искусство -- Красоту >>. Тут же нужно отметить непоследовательность Вагнера, являющуюся отражением ограниченности мелкобуржуазной революционности: критика капитализма сочетается с непониманием реальной общественной ситуации и подлинных задач революции; утверждая правильную мысль о зависимости искусства от социальной жизни и политики, Вагнер одновременно говорит о несовместимости его ни с какой властью, ни с каким авторитетом и называет все это <<высшей свободой>>. Такое отрицание государственной власти и государства вообще является не чем иным, как проявлением мелкобуржуазного анархизма.

В этой же работе Вагнер, пока еще бегло, ставит вопрос об <<истинной драме>>, которая не будет ни драмой, ни оперой (в старом смысле) и где сольются все виды искусства. Идеи реформы музыкальной драмы Вагнер широко и подробно разрабатывает в таких работах, как <<Художественное произведение будущего>> (1850), <<Опера и драма>> (1851), отчасти <<Обращение к друзьям>> (1851), написанное как предисловие к трем оперным либретто: <<Летучий голландец>>, <<Тангейзер>>, <<Лоэнгрин>>.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Северные цветы расцветут в пяти городах России

News image

С 17 октября по 1 ноября 2010 года в Петербурге, Мурманске, Великом Новгороде и Петрозаводске будет проходить XI Между...

В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску

News image

24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ...

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ ВОЛКОВ

Федор Григорьевич Волков, основатель русского театра и первый русский оперный композитор, с именем которого тесно связано основание русской оперы, р...

Читать>>
News image

СЕМЕН СТЕПАНОВИЧ ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ

На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского св...

Читать>>
News image

Сибелиус Ян

Сибелиус был финским педагогом и композитором. Начиная с 1891-го года, он преподавал в Хельсинкской консерватории. Перовым и самым ярким его произве...

Читать>>