Из жизни великих:

Бетховен. Первые 10 лет в Вене

News image

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что...

Оперы Моцарта

News image

Моцарт говорил, что опера – это настоящее вместилище всех жанров. В переводе это короткое слово, за которым стоит кол...

Интересные факты из жизни композиторов

News image

В один день Сарасате прочел в газете, что музыкальный критик назвал его настоящим гением. В ответ на это Сарасате ли...

Закулисье:

Владимир Спиваков снова "приглашает" любителей классиче

News image

В столице уже в седьмой раз состоится фестиваль под названием "Владимир Спиваков приглашает...". Этот фестиваль начнется...

В Карабахе состоится 3-ий международный фестиваль юных

News image

В Нагорно-Карабахской Республике проходит по счету 3-ий международный фестиваль юных исполнителей классической музыки по...

Авторизация






МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ БАЛАНЧИВАДЗЕ
Композиторы - Б

мелитон антонович баланчивадзе

М. Баланчивадзе вошел в историю музыкальной культуры как один из основоположников грузинской композиторской школы. Активный общественный деятель, яркий и энергичный пропагандист народной грузинской музыки, Баланчивадзе всю свою жизнь посвятил созданию национального искусства.

У будущего композитора рано обнаружился хороший голос, и с детских лет он начинает петь в различных хорах сначала в Кутаиси, а затем в Тбилисской духовной семинарии, куда был определен в 1877 г. Однако карьера в духовной области не привлекала молодого музыканта и уже в 1880 г. он поступил в певческую труппу Тбилисского оперного театра. В этот период Баланчивадзе уже увлечен грузинским музыкальным фольклором, с целью его пропаганды он организует этнографический хор. Работа в хоре была связана с обработками народных напевов, требовала владения композиторской техникой. В 1889 г. Баланчивадзе поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Н. Римский-Корсаков (композиция), В. Самусь (пение), Ю. Иогансон (гармония).

Жизнь и учеба в Петербурге сыграли огромную роль в становлении творческого облика композитора. Занятия с Римским-Корсаковым, дружба с А. Лядовым и Н. Финдейзеном помогли утвердить в сознании грузинского музыканта собственную творческую позицию. В ее основе было убеждение о необходимости органичной взаимосвязи грузинской народной песенности со средствами выразительности, откристаллизовавшимися в общеевропейской музыкальной практике. В Петербурге Баланчивадзе продолжает работать над оперой Дареджан Коварная (ее фрагменты были исполнены еще в 1897 г. в Тбилиси). В основу оперы положена поэма классика грузинской литературы А. Церетели Тамара Коварная . Сочинение оперы затянулось, и она увидела свет рампы лишь в 1926 г. в Грузинском театре оперы и балета. Появление Дареджан Коварной стало рождением грузинской национальной оперы.

После Октябрьской революции Баланчивадзе живет и работает в Грузии. Здесь в полной мере воплотились его способности как организатора музыкальной жизни, общественного деятеля и педагога. В 1918 г. он основал музыкальное училище в Кутаиси, а с 1921 г. возглавил музыкальный отдел Наркомпроса Грузии. В творчество композитора вошли новые темы: хоровые обработки революционных песен, кантата Слава ЗАГЭСу . Для декады литературы и искусства Грузии в Москве (1936) была сделана новая редакция оперы Дареджан Коварная . Немногочисленные произведения Баланчивадзе оказали огромное влияние на последующее поколение грузинских композиторов. Ведущие жанры его музыки - опера и романсы. Лучшие образцы камерно-вокальной лирики композитора отличаются пластичностью мелодики, в которой ощущается органичное единство интонаций грузинской бытовой песенности и русского классического романса ( Когда я смотрю на тебя , К тебе стремлюсь я вечно , Не жалей меня , популярный дуэт Весна и др.).

Особое место в творчестве Баланчивадзе занимает лирико-эпическая опера Дареджан Коварная , отличающаяся яркой напевностью, самобытностью речитативов, богатством мелоса, интересными ладогармоническими находками. Композитор не только использует подлинные грузинские народные песни, но в своих мелодиях опирается на характерные закономерности грузинского фольклора; это придает опере свежесть и неповторимость музыкальных красок. Достаточно искусно разработанное сценическое действие способствует органичной целостности спектакля, не утерявшего значения и в наши дни.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ СПЕНДИАРОВ (Спендиарян)

А. Спендиаров вошел в историю как классик армянской музыки, заложивший основы национального симфонизма и создавший одну из лучших национальных опер....

Читать>>
News image

БЕДРЖИХ СМЕТАНА (Smetana)

Многосторонняя деятельность Б. Сметаны была подчинена единой цели - созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педаго...

Читать>>
News image

Муслим Магомаев-старший

Муслим Магомаев-старший (1885-1937) - азербайджанский композитор, дирижёр и музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств Азербайджа...

Читать>>