ЭДУАРДАС КОСТО БАЛЬСИС |
Композиторы - Б |
Э. Бальсис принадлежит к числу наиболее выдающихся музыкантов Советской Литвы. Его деятельность как композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля и публициста неотделима от расцвета литовской композиторской школы в послевоенный период. Начиная с конца 50-х гг. он - один из ведущих ее мастеров. Творческий путь композитора сложен. Его детство связано с украинским городом Николаевой, потом семья переезжает в Клайпеду. В эти годы общение с музыкой было случайным. В юности Бальсис смочил много занятий - учительствовал, увлекался спортом и лишь в 1945 г. поступил в Каунасскую консерваторию в класс профессора А. Рачюнаса. Навсегда остались в памяти композитора годы учебы в Ленинградской консерватории, где он прошел курс аспирантуры у профессора В. Волошинова. В 1948 г. началась педагогическая деятельность Бальсиса в Вильнюсской консерватории, где с 1960 г. он возглавил кафедру композиции. Среди его учеников такие известные композиторы, как А. Бражинскас, Г. Купрявичюс, Б. Горбульскис и др. Искусство Бальсиса-драматически конфликтное, философски наполненное, обращенное к духовному миру нашего современника, тяготеет к большим масштабным полотнам - инструментальным, кантатно-ораториальным, опере, балету. Меньше внимания композитор уделял камерным жанрам - к ним он обращался в начале творческого пути (струнный Квартет, фортепианная Соната и др.). Наряду с классическими жанрами в наследии Бальсиса широко представлены эстрадные сочинения, массовые песни, музыка для театра и кино, где он сотрудничал с ведущими литовскими режиссерами. В постоянном взаимодействии развлекательных и серьезных жанров композитор видел пути их взаимного обогащения. Творческой личности Бальсиса было свойственно постоянное горение, поиск новых средств - необычных инструментальных составов, сложной техники музыкального языка или оригинальных композиционных структур. При этом он всегда оставался истинно литовским музыкантом, ярким мелодистом. Одна из важнейших граней музыки Бальсиса - ее связь с фольклором, глубоким знатоком которого он был. Об этом свидетельствуют его многочисленные обработки народных песен. Композитор считал, что синтез народности и новаторства будет и в дальнейшем открывать новые интересные пути развития нашей музыки . Основные творческие достижения Бальсиса связаны с симфонизмом - в этом его отличие от традиционной для национальной культуры хоровой ориентации и наиболее глубокое воздействие на молодое поколение литовских композиторов. Однако воплощением его симфонических идей становится не симфония (к ней он не обращался), а жанр концерта, опера, балет. В них композитор выступает как мастер симфонического развития формы, темброво чуткой, колористичной оркестровки. Крупнейшим событием музыкальной Литвы стал балет Эгле - королева ужей (1960, либр. собств.), на его основе был сделан первый в республике фильм-балет. Это поэтическая народная сказка о верности и любви, побеждающих зло и вероломство. Красочные морские картины, яркие народно-жанровые сцены, одухотворенные лирические эпизоды балета принадлежат к лучшим страницам литовской музыки. Тема моря - одна из любимых в творчестве Бальсиса (в 50-е гг. он сделал новую редакцию симфонической поэмы М. К. Чюрлениса Море , а в конце жизни написал поэму для струнных Блики моря ). В 1980 г. композитор вновь обращается к морской тематике. На этот раз в трагедийном плане - в опере Путешествие в Тильзит (по одноим. новелле немецкого писателя X. Зудермана Литовские рассказы , либр. собств.). Здесь Бальсяс выступил как создатель нового для литовской оперы жанра - симфонизированной психологической музыкальной драмы, наследующей традиции Воццека А. Берга. Гражданственность, интерес к животрепещущим проблемам современности с особой силой отразились в хоровых сочинениях Бальсиса, написанных в сотрудничестве с крупнейшими поэтами Литвы - Э. Межелайтисом и Э. Матузявичюсом (кантаты Солнце несущий и Ленину - слава! ) и особенно - в оратории на стихи поэтессы В. Пальчинокайте Не троньте синий глобус , (1969). Именно с этим произведением, впервые прозвучавшим на Вроцлавском музыкальном фестивале в 1969 г., творчество Бальсиса приобрело всенародное признание, вышло на мировую арену. Еще в 1953 г. первым в литовской музыке композитор обратился к теме борьбы за мир в Героической поэме, развив ее в Драматических фресках для фортепиано, скрипки и оркестра (1965). Оратория раскрывает лик войны в самом страшном ее аспекте - как убийцы детства. В 1970 г., выступая на международной конференции ISME (международной Ассоциации детского музыкального воспитания) после исполнения оратории Не троньте синий глобус , Д. Кабалевский сказал: Оратория Эдуардаса Бальсиса - яркое трагедийное произведение, которое оставляет неизгладимое впечатление глубиной мысли, силой чувства, внутренним напряжением. Гуманистический пафос творчества Бальсиса, его чуткость к печалям и радостям человечества всегда будут близки нашему современнику, гражданину XX столетия |
Читайте: |
---|
В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ... |
Новые постановки в театрах ЭстонииВ осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм... |
Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменитУже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ... |
Филармония заменит Большой зал консерватории КонцертнымМосковская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен... |
Нино РотаНино Рота родился в 1911 году в Милане в семье с глубокими музыкальными традициями. Один из его дедов, Джованни Ринальди, был пианистом и композитор... Читать>> |
Курляндский Дмитрий АлександровичКурляндский родился в 1976-м году, девятого июня в Москве. Он окончил обучение в Московской консерватории затем у Леонида Бобылева аспирантуру. Поми... Читать>> |
КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ВИЛЬБОАРусский композитор и дирижёр. Воспитывался в кадетском корпусе, был регентом хора учащихся. В 1853-1854 руководил хором певчих и бальным оркестром л... Читать>> |