Из жизни великих:

В ВЕНЕ

News image

С юности Людвиг мечтал покинуть провинциальный Бонн и совершенствоваться в любимом искусстве в Вене — одном из музыкал...

Биография

News image

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Уфе столице Башкортостана Точная дата рождения не установлена, извес...

Случаи из жизни Моцарта

News image

простодушный Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, которы...

Закулисье:

Сайт знаменитого конкурса имени Чайковского сменил имид

News image

О грядущих реформах главного отечественного конкурса - имени Чайковского, говорили много. Но теперь новый веб-сайт кон...

Музыка Моцарта помогает улучшать работу мозга

News image

Японские и американские исследователи выяснили, что прослушивание менуэта Моцарта отлично помогает концентрироваться на ...

Авторизация






АНДРЕЙ МЕЛИТОНОВИЧ БАЛАНЧИВАДЗЕ
Композиторы - Б

андрей мелитонович баланчивадзе

Творчество А. Баланчивадзе - выдающегося композитора Грузии - стало яркой страницей в развитии национальной музыкальной культуры. С его именем многое о грузинской профессиональной музыке появилось впервые. Это относится к таким жанрам, как балет, фортепианный концерт, в его творчестве грузинское симфоническое мышление впервые предстало в таком совершенном виде, с такой классической простотой (О. Тактакишвили). А. Баланчивадзе воспитал целую плеяду композиторов республики, среди его учеников Р. Лагидзе, О. Тевдорадзе, А. Шаверзашвили, Ш. Милорава, А. Чимакадзе, Б. Квернадзе, М. Давиташвили, Н. Мамисашвили и др.

Баланчивадзе родился в Петербурге. Мой отец - Мелитон Антонович Баланчивадзе - был профессиональным музыкантом... Сочинять я стал в восемь лет. Однако по-настоящему, всерьез занялся музыкой в 1918 году, после переезда в Грузию . В 1918 г. Баланчивадзе поступает в Кутаисское музыкальное училище, которое основал его отец. В 1921-26 гг. занимается в Тифлисской консерватории по классу композиции у Н. Черепнина, С. Бархударяна, М. Ипполитова-Иванова, пробует свои силы в написании мелких инструментальных пьес. В эти же годы Баланчивадзе работал музыкальным оформителем спектаклей Театра пролеткульта Грузии, Театра сатиры, Тбилисского рабочего театра и др.

В 1927 г. в составе группы музыкантов Баланчивадзе направляется Наркомпросом Грузии на учебу в Ленинградскую консерваторию, где занимается до 1931 г. Здесь его педагогами стали А. Житомирский, В. Щербачев, М. Юдина. Окончив Ленинградскую консерваторию, Баланчивадзе возвращается в Тбилиси, где получает приглашение от Котэ Марджанишвили работать в руководимом им театре. В этот период Баланчивадзе также пишет музыку к первым грузинским звуковым фильмам.

Баланчивадзе вошел в советское искусство на рубеже 20-30-х гг. вместе с целой плеядой грузинских композиторов, среди которых были Гр. Киладзе, Ш. Мшвелидзе, И. Туския, Ш. Азмайпарашвили. Это было новое поколение национальных композиторов, подхвативших и по-своему продолживших завоевания старейших композиторов - основателей национальной профессиональной музыки: З. Палиашвили, В. Долидзе, М. Баланчивадзе, Д. Аракишвили. В отличие от своих предшественников, работавших преимущественно в области оперной, хоровой и камерно-вокальной музыки, молодое поколение грузинских композиторов обращалось главным образом к инструментальной музыке, в этом направлении развивалась грузинская музыка в последующие два-три десятилетия.

В 1936 г. Баланчивадзе пишет свое первое значительное произведение - Первый фортепианный концерт, который стал первым образцом этого жанра в национальном музыкальном искусстве. Яркий тематический материал концерта связан с национальным фольклором: в нем претворены интонации сурово-эпических походных песен, грациозных танцевальных мелодий, лирических песен. В этом сочинении уже ощущаются многие черты, характерные для стиля Баланчивадзе в дальнейшем: вариационный метод развития, тесная связь тем героического характера с жанрово-характерньши народными мелодиями, виртуозность фортепианной партии, напоминающей пианизм Ф. Листа. Героический пафос, свойственный этому произведению, композитор по-новому воплотит во Втором фортепианном концерте (1946).

Знаменательным событием в музыкальной жизни республики стал лирико-героический балет Сердце гор (1-я ред. 1936, 2-я ред. 1938). В основе сюжета - любовь молодого охотника Джарджи к дочери князя Маниже и события крестьянской борьбы против феодального гнета в XVIII в. Лирико-романтические любовные сцены, исполненные необычайного обаяния и поэтичности, сочетаются здесь с народными, жанрово-бытовыми эпизодами. Стихия народного танца, соединяющегося с классической хореографией, стала основой драматургии и музыкального языка балета. Баланчивадзе использует хороводный перхули, энергичный сачидао (танец, исполняемый во время национальной борьбы), воинственный мтиулури, жизнерадостный церули, героический хоруми и др. Балет высоко оценил Шостакович: ...в этой музыке нет ничего мелкого, все очень глубоко... благородно-возвышенно, много серьезного пафоса, идущего от серьезной поэзии . Последним довоенным сочинением композитора стала лирико-комическая опера Мзия , которая была поставлена в 1959 г. В ее основе - сюжет из будничной жизни социалистического села Грузии.

В 1944 г. Баланчивадзе пишет свою Первую и первую в грузинской музыке симфонию, посвященную современным событиям. Первую симфонию я писал в страшные годы войны... В 1943 году во время бомбежки погибла моя сестра. Много переживаний хотелось отразить в этой симфонии: не только печаль и скорбь о погибших, но и веру в победу, мужество, героизм нашего народа .

В послевоенные годы вместе с балетмейстером Л. Лавровским композитор работает над балетом Рубиновые звезды , большая часть которого позднее стала составной частью балета Страницы жизни (1961).

Важной вехой в творчестве Баланчивадзе стал Третий концерт для фортепиано и струнного оркестра (1952), посвященный юношеству. Сочинение носит программный характер, оно насыщено маршево-песенными интонациями, характерными для пионерской музыки. В Третьем концерте для фортепиано и струнного оркестра Баланчивадзе - наивный, веселый, задорный ребенок , - пишет Н. Мамисашвили. Этот концерт входил в репертуар известных советских пианистов - Л. Оборина, А. Иохелеса. Четвертый фортепианный концерт (1968) состоит из 6 частей, в которых композитор стремится запечатлеть характерные черты различных областей Грузии - их природы, культуры, быта: 1 ч. - Джвари (знаменитый храм VI в. в Картли), 2 ч. - Тетнульд (горный пик в Сванетии), 3 ч. - Саламури (национальная разновидность свирели), 4 ч. - Дила (Утро, здесь использованы интонации гурийских хоровых песен), 5 ч. - Рионский лес (рисует живописную природу Имеретин), 6 ч. - Цхра-цкаро (Девять источников). В первоначальном варианте цикл содержал еще 2 эпизода - Лоза и Чанчкери ( Водопад ).

Четвертому фортепианному концерту предшествовал балет Мцыри (1964, по поэме М. Лермонтова). В этом балете-поэме, обладающем подлинно симфоническим дыханием, все внимание композитора сконцентрировано на образе главного героя, это придает сочинению черты монодрамы. Именно с образом Мцыри связаны 3 лейтмотива, являющиеся основой музыкальной драматургии сочинения. Идея написать балет на лермонтовский сюжет у Баланчивадзе родилась давно , - пишет А. Шаверзашвили. - Ранее он остановился на Демоне . Однако этот замысел остался неосуществленным. Наконец выбор пал на Мцыри ...

Исканиям Баланчивадзе способствовал приезд в Советский Союз его брата Джорджа Баланчина, огромное, новаторское хореографическое искусство которого открыло новые возможности в развитии балета... Идеи Баланчина оказались близкими творческой натуре композитора, его исканиям. Это и определило судьбу его нового балета .

70-80-е гг. ознаменованы особой творческой активностью Баланчивадзе. Он создал Третью (1978), Четвертую ( Лесную , 1980) и Пятую ( Юность , 1989) симфонии; вокально-симфоническую поэму Обелиски (1985); оперу-балет Ганга (1986); фортепианные Трио, Пятый концерт (оба 1979) и Квинтет (1980); Квартет (1983) и др. инструментальные сочинения.

Андрей Баланчивадзе принадлежит к числу тех творцов, которые оставили неизгладимый след в развитии национальной музыкальной культуры. ...С течением времени перед каждым художником раскрываются новые горизонты, многое в жизни меняется. Но чувство огромной признательности, искреннего уважения к Андрею Мелитоновичу Баланчивадзе - принципиальному гражданину и большому творцу - навсегда остается с нами (О. Тактакишвили).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон

News image

15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классич

News image

В республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Популярные статьи о композиторах:

News image

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН

19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету Павильон Армиды , которым открылся первый балетный Русский сезон , организова...

Читать>>
News image

СЕМЕН СТЕПАНОВИЧ ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ

На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского св...

Читать>>
News image

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ГЕДИКЕ

Русский композитор, пианист, органист и педагог. Народный артист РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов

Читать>>