Из жизни великих:

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

Львов Алексей Федорович

News image

  Директором в Придворной певческой капелле с 1837 года и по 1861 год являлся Львов Алексей Федорович. Также его ещё ...

Моцарт – «Дон Жуан»

News image

Среди всего, что написал Моцарт, «Дон Жуан» - опера, чей персонаж стал нарицательным именем, вызывала больше всего сп...

Закулисье:

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во ...

Рахманиновское общество может попросить о финансировани

News image

Рахманиновское общество, создающее в Москве музей композитора и пианиста Сергея Рахманинова, может подать в министерст...

Авторизация






БОРИС ИВАНОВИЧ ТИЩЕНКО
Композиторы - Т

борис иванович тищенко

Б. Тищенко - один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов Ярославна , Двенадцать ; сценических произведений на слова К. Чуковского: Муха-цокотуха , Краденое солнце , Тараканище . Композитором написано большое количество крупных оркестровых произведений - 5 беспрограммных симфоний (в т. ч. на ст. М. Цветаевой), Sinfonia robusta , симфония Хроника блокады ; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы; 5 струнных квартетов; 8 фортепианных сонат (в т. ч. Седьмая - с колоколами); 2 скрипичные сонаты и др. К области вокальной музыки Тищенко относятся Пять песен на ст. О. Дриза; Реквием для сопрано, тенора и оркестра на ст. А. Ахматовой; Завещание для сопрано, арфы и органа на ст. Н. Заболоцкого; кантата Сад музыки на ст. А. Кушнера. Им оркестрованы Четыре стихотворения капитана Лебядкина Д. Шостаковича. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам Суздаль , Гибель Пушкина , Игорь Саввович , к спектаклю Собачье сердце .

Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре - Д. Шостакович, по фортепиано - А. Логовинский. Сейчас он сам профессор Ленинградской консерватории.

Тищенко сложился как композитор очень рано - в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 - Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии. По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет Ярославна - 1974, Третья симфония - 1966, части Второго (1959), Третьего квартетов (1970), Третьей фортепианной сонаты - 1965). Русская протяжная песня для Тищенко - и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции - как бы симфонию наигрышей ; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова - тихая моя родина . Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки гагаку . Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития - медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте - 1963).

В воплощении типичных для XX в. образов борьбы, преодоления, трагического гротеска, высшего духовного напряжения Тищенко выступает как продолжатель симфонических драм своего учителя Шостаковича. Особенно ярки в этом отношении Четвертая и Пятая симфонии (1974 и 1976).

Четвертая симфония чрезвычайно масштабна - она написана для 145 музыкантов и чтеца с микрофоном и имеет протяженность более полутора часов (т. е. целый симфонический концерт). Пятая симфония посвящена Шостаковичу и непосредственно продолжает образность его музыки - повелительные ораторские провозглашения, лихорадочные нагнетания, трагедийные кульминации и наряду с этим - долгие монологические размышления. Она пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, эстафета поколений .

Впечатления от музыки Шостаковича сказались и в двух сонатах для скрипки и фортепиано (1957 и 1975). Во Второй сонате главный образ, начинающий и завершающий произведение, - патетическая ораторская речь. Соната эта очень необычна по композиции - она состоит из 7 частей, в которых нечетные составляют логический каркас (Прелюдия, Соната, Ария, Постлюдия), а четные - экспрессивные промежутки (Интермеццо I, II, III в темпе presto). Балет Ярославна ( Затмение ) написан по мотивам выдающегося литературного памятника Древней Руси - Слова о полку Игореве (либр. О. Виноградова).

Оркестр в балете дополнен хоровой партией, усиливающей русский интонационный колорит. В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина Князь Игорь , композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска. Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные завывания у оркестра ( Степь смерти ), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

Особый замысел имеет Первый концерт для виолончели с оркестром. Нечто вроде письма к другу , - говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается отрогами, побегами . Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, исповедью души . А вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть , - говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Гидон Кремер привезет на фестиваль Юрия Башмета скрипку

News image

V Фестиваль Юрия Башмета пройдет в Минске с 6 по 13 октября. - Вместе с артистами в Минск прибудут раритетные музыкаль...

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет играть

News image

В Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ГИЯ КАНЧЕЛИ

Оригинальность музыки Г. Канчели, которому посвящены приведенные строки, - в сочетании предельной открытости стиля с его строжайшей избирательностью...

Читать>>
News image

Джан Франческо Малипьеро (Malipiero)

Джан Франческо Малипьеро (Malipiero) (1882-1973) - итальянский композитор, музыковед, педагог, музыкальный деятель. Родился в семье музыкантов. С 9 ...

Читать>>
News image

АНТОНИО САЛЬЕРИ (Salieri)

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв....

Читать>>