Из жизни великих:

и .

News image

Оперы <<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>> являются вершиной творчества Вагнера в, 40-е годы. В них на...

Бастьен и Бастьенна

News image

«Бастьен и Бастьенна» (KV 50, нем. Bastien und Bastienne) — одноактный зингшпиль 12-летнего В. А. Моцарта на либретто...

ПУШКИН И САЛЬЕРИ. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО?

News image

7. Мотивацию, столь недостающую версии Моцарт-Сальери мифа об отравлении, развил А.С.Пушкин

Закулисье:

Об Оркестре Государственного академического Большого те

News image

  Данный оркестр начал собираться в 1776-м году. Музыканты, которые входили в данный оркестр, были крепостными. Их теат...

Рахманиновское общество может попросить о финансировани

News image

Рахманиновское общество, создающее в Москве музей композитора и пианиста Сергея Рахманинова, может подать в министерст...

Авторизация






БОРИС ИВАНОВИЧ ТИЩЕНКО
Композиторы - Т

борис иванович тищенко

Б. Тищенко - один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов Ярославна , Двенадцать ; сценических произведений на слова К. Чуковского: Муха-цокотуха , Краденое солнце , Тараканище . Композитором написано большое количество крупных оркестровых произведений - 5 беспрограммных симфоний (в т. ч. на ст. М. Цветаевой), Sinfonia robusta , симфония Хроника блокады ; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы; 5 струнных квартетов; 8 фортепианных сонат (в т. ч. Седьмая - с колоколами); 2 скрипичные сонаты и др. К области вокальной музыки Тищенко относятся Пять песен на ст. О. Дриза; Реквием для сопрано, тенора и оркестра на ст. А. Ахматовой; Завещание для сопрано, арфы и органа на ст. Н. Заболоцкого; кантата Сад музыки на ст. А. Кушнера. Им оркестрованы Четыре стихотворения капитана Лебядкина Д. Шостаковича. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам Суздаль , Гибель Пушкина , Игорь Саввович , к спектаклю Собачье сердце .

Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре - Д. Шостакович, по фортепиано - А. Логовинский. Сейчас он сам профессор Ленинградской консерватории.

Тищенко сложился как композитор очень рано - в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 - Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии. По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет Ярославна - 1974, Третья симфония - 1966, части Второго (1959), Третьего квартетов (1970), Третьей фортепианной сонаты - 1965). Русская протяжная песня для Тищенко - и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции - как бы симфонию наигрышей ; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова - тихая моя родина . Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки гагаку . Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития - медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте - 1963).

В воплощении типичных для XX в. образов борьбы, преодоления, трагического гротеска, высшего духовного напряжения Тищенко выступает как продолжатель симфонических драм своего учителя Шостаковича. Особенно ярки в этом отношении Четвертая и Пятая симфонии (1974 и 1976).

Четвертая симфония чрезвычайно масштабна - она написана для 145 музыкантов и чтеца с микрофоном и имеет протяженность более полутора часов (т. е. целый симфонический концерт). Пятая симфония посвящена Шостаковичу и непосредственно продолжает образность его музыки - повелительные ораторские провозглашения, лихорадочные нагнетания, трагедийные кульминации и наряду с этим - долгие монологические размышления. Она пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, эстафета поколений .

Впечатления от музыки Шостаковича сказались и в двух сонатах для скрипки и фортепиано (1957 и 1975). Во Второй сонате главный образ, начинающий и завершающий произведение, - патетическая ораторская речь. Соната эта очень необычна по композиции - она состоит из 7 частей, в которых нечетные составляют логический каркас (Прелюдия, Соната, Ария, Постлюдия), а четные - экспрессивные промежутки (Интермеццо I, II, III в темпе presto). Балет Ярославна ( Затмение ) написан по мотивам выдающегося литературного памятника Древней Руси - Слова о полку Игореве (либр. О. Виноградова).

Оркестр в балете дополнен хоровой партией, усиливающей русский интонационный колорит. В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина Князь Игорь , композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска. Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные завывания у оркестра ( Степь смерти ), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

Особый замысел имеет Первый концерт для виолончели с оркестром. Нечто вроде письма к другу , - говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается отрогами, побегами . Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, исповедью души . А вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть , - говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЭДВАРД ГРИГ (Grieg)

Э. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный конц...

Читать>>
News image

МАКС БРУХ (Bruch)

Родился в Кельне (Германия). Музыкальное образование он получил в Бонне, а затем — в Кельне, где ему была присуждена стипендия им. Моцарта. В 1858-1...

Читать>>
News image

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ

Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, Ан. Александр...

Читать>>