и . |
Биография и творчество - Вагнер |
Оперы <<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>> являются вершиной творчества Вагнера в, 40-е годы. В них нашла завершение рыцарско-романтическая линия немецкой оперы, начало которой было положено <<Эвриантой>> Вебера. Сюжеты опер, заимствованные из средневековых легенд и сказаний, переносят зрителя-слушателя в далекие феодально-рыцарские времена и заключают в себе некоторую долю мистицизма, Но идейное содержание этих опер не сводится к их сюжетам. Для Вагнера они явились средством художественного воплощения идей, чувств и мыслей, волновавших в тот период умы и сердца передовой интеллигенции: в <<Тангейзере>> -- борьба за свободное проявление земного человеческого чувства, противопоставляющего себя христианской аскетической морали; в <<Лоэнгрине>> -- невозможность достижения светлого идеала в мире фальши, лжи и коварства, -- а это есть не что иное, как аллегорическое изображение печальной участи непонятого художника в тех общественных условиях, в которых жил и творил Вагнер. Сам Вагнер пишет об этом в <<Обращении к друзьям>>: <<Кто в Лоэнгрине открывает категорию христианского романтизма, тот созерцает его случайную внешность, а не самую сущность... Я подхожу к трагическому положению истинного художника в современной жизни...>>. Что касается принципов музыкальной драматургии, то Вагнер развивает дальше в этих операх тенденции, заключенные уже в <<Летучем голландце>>: легендарно-мифологический сюжет; перерастание отдельных законченных номеров в большие драматические сцены, непосредственно переходящие одна в другую; превращение оперной арии в монолог или рассказ, дуэта -- в диалог (Эта тенденция заметна уже и операх Вебера, но Вагнер превращает ее в один из важнейших принципов музыкальной драматургии); громадное развитие оркестровой партии и тем самым симфонизация оперы; лейтмотивизм. Вместе с тем Вагнер здесь еще не приходит к крайностям своих поздних музыкальных драм: наличие большого количества ансамблей и хоров, отнюдь не подчиненная, а главная роль вокально-мелодической сферы говорят о связях <<Тангейзера>> и <<Лоэнгрина>> с жизненными оперными традициями. В лучших страницах музыки опер с громадной силой выразительности, реалистически правдиво воплощены человеческие страсти -- любовь, восторг, печаль, страдания; с исключительной яркостью и выпуклостью противопоставлены противоположные, конфликтные музыкально-сценические образы. А увертюра к Тангейзеру, сцена Тангейзера с Венерой, рассказ Тангейзера, марш, вступление к Лоэнгрину, рассказ Лоэнгрина, сон Эльзы, дуэт Лоэнгрина и Эльзы, вступление к третьему акту принадлежат к высшим достижениям симфонической и оперной музыки XIX века. Дирижерская и писательская деятельность. Деятельность Вагнера в Дрездене не ограничивалась оперным театром. Вагнер как дирижер способствовал подъему симфонической культуры города. Особенно важным и знаменательным было исполнение под управлением Вагнера Девятой симфонии Бетховена, впервые показавшее все величие этой симфонии, заставившее многих музыкантов и любителей отказаться от распространенного тогда мнения о якобы её непонятности и запутанности. Из других важных мероприятий следует также отметить инициативу Вагнера по перенесению праха Вебера из Лондона в Дрезден, что он считал делом национальной чести. В Дрездене Вагнером был написан ряд статей художественного и политического содержания. Оппозиционные настроения Вагнера по отношению к господствующему политическому строю, приобретавшие все более революционную окраску, обусловлены были нарастанием революционной ситуации в Германии на подступах к 1848 году. В статьях, полных искреннего, революционного пафоса, помещенных Вагнером в <<Народных листках>>, он писал о необходимости насильственного социального переворота; в пламенной статье <<Революция>> (1849) Вагнер изображал революцию как великую богиню: <<Идет она на крыльях бури с высоко поднятым челом, озаренным блеском молнии, с мечом в правой и с факелом в левой руке, с мрачными, холодными и карающими очами, но с очами, излучающими сияние чистейшей любви для тех, которые дерзают в упор смелым взглядом смотреть в эти темные очи>>. Но революционность Вагнера, приведшая его на баррикады, носила романтический, наивно-утопический, анархический характер, свойственный немецкой мелкобуржуазной революционности, и не имела ничего общего с правильным научным пониманием задач революции. Характерно то, что он испытал влияние анархических идей М. Бакунина ( М. В. Бакунин -- русский анархист, живший в 40-е годы XIX века в эмиграции в Германии), которые К. Маркс подверг беспощадной критике. Поэтому столь легким оказался переход Вагнера на сторону реакции после поражения революции 1849 года. С позиций бакунинского анархизма вплоть до отрицания необходимости государственной власти он критиковал существующий строй и с такими настроениями ринулся в самую гущу Дрезденского восстания.
|
Читайте: |
---|
В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас![]() С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете... |
Классика и современность в одном концерте![]() Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко... |
Благословенный изюм![]() Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст... |
Худруком пермской филармонии стал москвич![]() 23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского... |
![]() БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧАЙКОВСКИЙБ. Чайковский - яркий и своеобразный мастер, в творчестве которого органично сплелись оригинальность, неповторимость и глубокая почвенность музыкаль... Читать>> |
![]() ЯНИС АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВСреди основоположников советского симфонизма одно из видных мест по праву занимает Я. Иванов. С его именем связано становление и расцвет латышской с... Читать>> |
![]() Матвей Исаакович БлантерМатвей Исаакович Блантер (1903-1990) - советский композитор. Народный артист РСФСР (1965). Учился в Курском музыкальном училище (по классам фортепиа... Читать>> |