Из жизни великих:

Вагнер. Пребывание в Париже.

News image

Заветной мечтой Вагнера стал Париж -- один из центров европейской художественной культуры той эпохи, город-магнит, при...

Ученики

News image

Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым пред...

Начало творческого пути Вагнера

News image

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения...

Закулисье:

Реконструкция БЗК в Москве закончится к июню 2011 года

News image

Основной этап реконструкции Большого зала Московской консерватории завершится к июню 2011 года. Первыми обновленный це...

Театр оперы и балета Беларуси представит восстановленны

News image

3 июня на сцене театра оперы и балета будет представлен восстановленный и адаптированный к новой сцене спектакль Хова...

Авторизация






и .
Биография и творчество - Вагнер

<<тангейзер>> и <<лоэнгрин>>.

Оперы <<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>> являются вершиной творчества Вагнера в, 40-е годы. В них нашла завершение рыцарско-романтическая линия немецкой оперы, начало которой было положено <<Эвриантой>> Вебера. Сюжеты опер, заимствованные из средневековых легенд и сказаний, переносят зрителя-слушателя в далекие феодально-рыцарские времена и заключают в себе некоторую долю мистицизма, Но идейное содержание этих опер не сводится к их сюжетам. Для Вагнера они явились средством художественного воплощения идей, чувств и мыслей, волновавших в тот период умы и сердца передовой интеллигенции: в <<Тангейзере>> -- борьба за свободное проявление земного человеческого чувства, противопоставляющего себя христианской аскетической морали; в <<Лоэнгрине>> -- невозможность достижения светлого идеала в мире фальши, лжи и коварства, -- а это есть не что иное, как аллегорическое изображение печальной участи непонятого художника в тех общественных условиях, в которых жил и творил Вагнер. Сам Вагнер пишет об этом в <<Обращении к друзьям>>: <<Кто в Лоэнгрине открывает категорию христианского романтизма, тот созерцает его случайную внешность, а не самую сущность... Я подхожу к трагическому положению истинного художника в современной жизни...>>.

Что касается принципов музыкальной драматургии, то Вагнер развивает дальше в этих операх тенденции, заключенные уже в <<Летучем голландце>>: легендарно-мифологический сюжет; перерастание отдельных законченных номеров в большие драматические сцены, непосредственно переходящие одна в другую; превращение оперной арии в монолог или рассказ, дуэта -- в диалог (Эта тенденция заметна уже и операх Вебера, но Вагнер превращает ее в один из важнейших принципов музыкальной драматургии); громадное развитие оркестровой партии и тем самым симфонизация оперы; лейтмотивизм. Вместе с тем Вагнер здесь еще не приходит к крайностям своих поздних музыкальных драм: наличие большого количества ансамблей и хоров, отнюдь не подчиненная, а главная роль вокально-мелодической сферы говорят о связях <<Тангейзера>> и <<Лоэнгрина>> с жизненными оперными традициями. В лучших страницах музыки опер с громадной силой выразительности, реалистически правдиво воплощены человеческие страсти -- любовь, восторг, печаль, страдания; с исключительной яркостью и выпуклостью противопоставлены противоположные, конфликтные музыкально-сценические образы. А увертюра к Тангейзеру, сцена Тангейзера с Венерой, рассказ Тангейзера, марш, вступление к Лоэнгрину, рассказ Лоэнгрина, сон Эльзы, дуэт Лоэнгрина и Эльзы, вступление к третьему акту принадлежат к высшим достижениям симфонической и оперной музыки XIX века.

Дирижерская и писательская деятельность. Деятельность Вагнера в Дрездене не ограничивалась оперным театром. Вагнер как дирижер способствовал подъему симфонической культуры города. Особенно важным и знаменательным было исполнение под управлением Вагнера Девятой симфонии Бетховена, впервые показавшее все величие этой симфонии, заставившее многих музыкантов и любителей отказаться от распространенного тогда мнения о якобы её непонятности и запутанности. Из других важных мероприятий следует также отметить инициативу Вагнера по перенесению праха Вебера из Лондона в Дрезден, что он считал делом национальной чести.

В Дрездене Вагнером был написан ряд статей художественного и политического содержания. Оппозиционные настроения Вагнера по отношению к господствующему политическому строю, приобретавшие все более революционную окраску, обусловлены были нарастанием революционной ситуации в Германии на подступах к 1848 году. В статьях, полных искреннего, революционного пафоса, помещенных Вагнером в <<Народных листках>>, он писал о необходимости насильственного социального переворота; в пламенной статье <<Революция>> (1849) Вагнер изображал революцию как великую богиню: <<Идет она на крыльях бури с высоко поднятым челом, озаренным блеском молнии, с мечом в правой и с факелом в левой руке, с мрачными, холодными и карающими очами, но с очами, излучающими сияние чистейшей любви для тех, которые дерзают в упор смелым взглядом смотреть в эти темные очи>>.

Но революционность Вагнера, приведшая его на баррикады, носила романтический, наивно-утопический, анархический характер, свойственный немецкой мелкобуржуазной революционности, и не имела ничего общего с правильным научным пониманием задач революции. Характерно то, что он испытал влияние анархических идей М. Бакунина ( М. В. Бакунин -- русский анархист, живший в 40-е годы XIX века в эмиграции в Германии), которые К. Маркс подверг беспощадной критике. Поэтому столь легким оказался переход Вагнера на сторону реакции после поражения революции 1849 года. С позиций бакунинского анархизма вплоть до отрицания необходимости государственной власти он критиковал существующий строй и с такими настроениями ринулся в самую гущу Дрезденского восстания.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Раду Лупу открывает сезон в Женеве

News image

23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с...

В Петербурге соберутся музыканты Под знаком вечности

News image

Международный музыкальный фестиваль Под знаком вечности пройдет в Санкт-Петербургской консерватории с 21 по 28 сентя...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве

News image

13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ (Mendelssohn-Bartholdy)

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятель...

Читать>>
News image

Муслим Магомаев-старший

Муслим Магомаев-старший (1885-1937) - азербайджанский композитор, дирижёр и музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств Азербайджа...

Читать>>
News image

Лоренцо Да Понте (Da Ponte)

Лоренцо Да Понте (Da Ponte) (настоящее имя и фамилия - Эмануэле Конельяно, Conegliano) (1749-1837) - итальянский писатель-либреттист. При крещении с...

Читать>>