Из жизни великих:

Снова на родине

News image

Тем временем Вагнер получил разрешение вернуться в Германию. Большой радостью был приезд Вагнера в Веймар на торжество...

Бетховен. Переезд в Вену. Расцвет творчества.

News image

В 1792 году двадцатидвухлетний композитор переехал в Вену, где и жил до конца своих дней. В то время Вена была одним и...

УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

News image

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. ...

Закулисье:

В Лондоне состоялось открытие фестиваля классической му

News image

В британской столице состоялось открытие 119-го сезона традиционного летнего фестиваля классической музыки как BBC Proms...

Музыка Моцарта помогает улучшать работу мозга

News image

Японские и американские исследователи выяснили, что прослушивание менуэта Моцарта отлично помогает концентрироваться на ...

Авторизация






АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ
Композиторы - А

анатолий николаевич александров

Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, Ан. Александров вписал яркую страницу в историю русской и советской музыки. Выходец из музыкальной семьи - мать была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония),- он окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко).

Творческая деятельность Александрова поражает своим временным размахом (свыше 70 лет) и высокой продуктивностью (более 100 опусов). Он завоевал признание еще в дореволюционные годы как автор светлых и жизнеутверждающих Александрийских песен (ст. М. Кузмина), оперы Два мира (дипломной работы, удостоенной золотой медали), ряда симфонических и фортепианных произведений.

В 20-е гг. Александров в числе зачинателей советской музыки - плеяды талантливых молодых советских композиторов, таких, как Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Давиденко, Б. Шехтер, Л. Книппер, Д. Шостакович. Душевная молодость сопутствовала Александрову на протяжении всей жизни. Художественный облик Александрова многогранен, трудно назвать жанры, которые не нашли бы воплощения в его творчестве: 5 опер - Тень Филлиды (либр. М. Кузмина, не законч.), Два мира (по А. Майкову), Сорок первый (по Б. Лавреневу, не законч.), Бэла (по М. Лермонтову), Дикая Бара (либр. Б. Немцовой), Левша (по Н. Лескову); 2 симфонии, 6 сюит; ряд вокально-симфонических произведений ( Ариана и Синяя Борода по М. Метерлинку, Память сердца по К. Паустовскому и др.); Концерт для фортепиано с оркестром; 14 фортепианных сонат; произведения вокальной лирики (циклы романсов на стихи А. Пушкина, Три кубка на ст. Н. Тихонова, Двенадцать стихотворений советских поэтов и др.); 4 струнных квартета; серии программных фортепианных миниатюр; музыка для драматического театра и кино; многочисленные сочинения для детей (Александров был одним из первых композиторов, писавших музыку для спектаклей Московского детского театра, основанного Н. Сац в 1921 г.).

Наиболее ярко дарование Александрова проявилось в вокальной и камерно-инструментальной музыке. Его романсам присущ тонкий просветленный лиризм, изящество и изысканность мелодики, гармонии и формы. Те же черты - в фортепианных произведениях и в квартетах, входящих в концертный репертуар многих исполнителей у нас в стране и за рубежом. Живая общительность и глубина содержания характерна для Второго квартета, замечательны по своей тонкой образности циклы фортепианных миниатюр ( Четыре повествования , Романтические эпизоды , Страницы из дневника и др.); глубоки и поэтичны фортепианные сонаты, развивающие традиции пианизма С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.

Александров известен и как замечательный педагог; будучи профессором Московской консерватории (с 1923 г.), он воспитал не одно поколение советских музыкантов (В. Бунин, Г. Егиазарян, Л. Мазель, Р. Леденев, К. Молчанов, Ю. Слонов и др.).

Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество АН. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к

News image

2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ШАРЛЬ ГУНО (Gounod)

Ш. Гуно - автор всемирно известной оперы Фауст - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один...

Читать>>
News image

АНТОНИО САЛЬЕРИ (Salieri)

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв....

Читать>>
News image

ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВ

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с аз...

Читать>>