Из жизни великих:

Камерное и клавирное творчество Моцарта

News image

Для неискушённого читателя само слово клавикорды кажется старинным, непонятным и внушающим страх, поэтому прежде чем ...

Ученики

News image

Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым пред...

Иоганнес Брамс (Johannes Brahms). Великий холостяк

News image

Гениальный музыкант Иоганнес Брамс остался холостяком, музыке он отдал свое сердце. Современники считали его угрюмым...

Закулисье:

На петербургской сцене пройдет премьера оперы Аттила

News image

Премьера оперы Аттила Джузеппе Верди, которую нередко сравнивают с полномасштабным историческим блокбастером, пройде...

Дирижер Риккардо Мути отменил концерты в США из-за обос

News image

Всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути (Riccardo Muti) из-за серьезного недомогания был вынужден отказат...

Авторизация






АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ
Композиторы - А

анатолий николаевич александров

Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, Ан. Александров вписал яркую страницу в историю русской и советской музыки. Выходец из музыкальной семьи - мать была талантливой пианисткой, ученицей К. Клиндворта (фортепиано) и П. Чайковского (гармония),- он окончил в 1916 г. с золотой медалью Московскую консерваторию по классам фортепиано (К. Игумнов) и композиции (С. Василенко).

Творческая деятельность Александрова поражает своим временным размахом (свыше 70 лет) и высокой продуктивностью (более 100 опусов). Он завоевал признание еще в дореволюционные годы как автор светлых и жизнеутверждающих Александрийских песен (ст. М. Кузмина), оперы Два мира (дипломной работы, удостоенной золотой медали), ряда симфонических и фортепианных произведений.

В 20-е гг. Александров в числе зачинателей советской музыки - плеяды талантливых молодых советских композиторов, таких, как Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Давиденко, Б. Шехтер, Л. Книппер, Д. Шостакович. Душевная молодость сопутствовала Александрову на протяжении всей жизни. Художественный облик Александрова многогранен, трудно назвать жанры, которые не нашли бы воплощения в его творчестве: 5 опер - Тень Филлиды (либр. М. Кузмина, не законч.), Два мира (по А. Майкову), Сорок первый (по Б. Лавреневу, не законч.), Бэла (по М. Лермонтову), Дикая Бара (либр. Б. Немцовой), Левша (по Н. Лескову); 2 симфонии, 6 сюит; ряд вокально-симфонических произведений ( Ариана и Синяя Борода по М. Метерлинку, Память сердца по К. Паустовскому и др.); Концерт для фортепиано с оркестром; 14 фортепианных сонат; произведения вокальной лирики (циклы романсов на стихи А. Пушкина, Три кубка на ст. Н. Тихонова, Двенадцать стихотворений советских поэтов и др.); 4 струнных квартета; серии программных фортепианных миниатюр; музыка для драматического театра и кино; многочисленные сочинения для детей (Александров был одним из первых композиторов, писавших музыку для спектаклей Московского детского театра, основанного Н. Сац в 1921 г.).

Наиболее ярко дарование Александрова проявилось в вокальной и камерно-инструментальной музыке. Его романсам присущ тонкий просветленный лиризм, изящество и изысканность мелодики, гармонии и формы. Те же черты - в фортепианных произведениях и в квартетах, входящих в концертный репертуар многих исполнителей у нас в стране и за рубежом. Живая общительность и глубина содержания характерна для Второго квартета, замечательны по своей тонкой образности циклы фортепианных миниатюр ( Четыре повествования , Романтические эпизоды , Страницы из дневника и др.); глубоки и поэтичны фортепианные сонаты, развивающие традиции пианизма С. Рахманинова, А. Скрябина и Н. Метнера.

Александров известен и как замечательный педагог; будучи профессором Московской консерватории (с 1923 г.), он воспитал не одно поколение советских музыкантов (В. Бунин, Г. Егиазарян, Л. Мазель, Р. Леденев, К. Молчанов, Ю. Слонов и др.).

Значительное место в творческом наследии Александрова занимает его музыкально-критическая деятельность, охватывающая самые различные явления русского и советского музыкального искусства. Это талантливо написанные воспоминания и статьи о С. Танееве, Скрябине, Метнере, Рахманинове; художнике и композиторе В. Поленове; о сочинениях Шостаковича, Василенко, Н. Мясковского, Молчанова и др. Творчество АН. Александрова стало своеобразным связующим звеном между русской классикой XIX в. и молодой советской музыкальной культурой. Оставаясь верным традициям горячо любимого им Чайковского, Александров был художником, находящимся в постоянном творческом поиске.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменит

News image

Уже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ...

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ГУГО ВОЛЬФ (Wolf)

В творчестве австрийского композитора Г. Вольфа главное место занимает песня, камерная вокальная музыка. Композитор стремился к полному слиянию музы...

Читать>>
News image

ФРАНСУА АДРИЕН БУАЛЬДЬЁ (Boieldieu)

Французский композитор, педагог. Член Института Франции (1817). Занимался в певческой школе (метризе) Руанского собора под руководством органиста Ш....

Читать>>
News image

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СЛОНИМСКИЙ

Он действительно один из тех немногих современных композиторов, в ком неизменно видят продолжателя традиций. Чьих? Обычно называют М. Мусоргского и ...

Читать>>