Из жизни великих:

Последнее сочинение, которое написал композитор Римский

News image

Творчество, которое подарил нам Николай Андреевич Римский-Корсаков, многопланово и многогранно. Но в его творчестве ...

Отец оперетты

News image

Отцом оперетты является Флоримон Эрве, который написал превосходную оперу под названием «Мадмуазель Нитуш» согласно ...

Приближение глухоты

News image

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепе...

Закулисье:

На Майорке состоится концерт классической музыки "Русск

News image

На Майорке 22-го июня прошел эксклюзивный концерт под названием "Русская эпопея", где исполняться сочинения великого Сер...

Оркестр Светланова проведет фестиваль Музыкальное прин

News image

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и его худрук Марк Горенштейн проведут фест...

Авторизация






ТЕОДОР АДОРНО (Adorno)
Композиторы - А

теодор адорно (adorno)

Немецкий философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фортепиано - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском университете. В 1928-31 редактор венского музыкального журнала «Anbruch», в 1931-33 доцент Франкфуртского университета. Изгнанный из университета нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Института общественных наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором университета, одним из руководителей Института социологических исследований.

Адорно - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологические труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях Адорно (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критическая тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы американской эмиграции наступило окончательное духовное созревание Aдорно, сформировались его эстетические принципы.

В период работы писателя Т. Манна над романом «Доктор Фаустус» Адорно был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о музыкальном языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах Адорно.

Выдвинутой Адорно концепции развития музыкального искусства, анализу западноевропейской культуры посвящён ряд книг и сборников статей: «Очерк о Вагнере» (1952), «Призмы» (1955), «Диссонансы» (1956), «Введение в музыкальную социологию» (1962) и др. В них Адорно предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистическим выводам о судьбе западноевропейской музыкальной культуры.

Круг творческих имён в трудах Адорно ограничен. Он ориентируется главным образом на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, которым Адорно ставит в вину утрату естественности музыкального языка и органичности художественной формы, связанность математическим расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу.

С ещё большей непримиримостью обрушивается Адорно на так называемое «массовое» искусство, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. Адорно полагает, что истинное искусство должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом государственной власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако искусство, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании Aдорно, узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества.

В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологической концепции Адорно. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Некоторые её положения сформировались как реакция на демагогическую «культурную политику» национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции Адорно отчётливо сказались в его книге «Философия новой музыки» (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского.

Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает Aдорно, ведёт к распаду музыкальной формы, к отказу от создания композитором «законченного опуса». Целостное же замкнутое художественное произведение, по мнению Aдорно, уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения Адорно критикует неоклассицизм Стравинского, который якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и общества, превращая искусство в ложную идеологию.

Адорно считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в котором оно возникло. Истинное произведение искусства в современной действительности, по мнению Aдорно, может оставаться лишь разомкнутой «сейсмограммой» нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.

Адорно - крупный авторитет в современной западной музыкальной эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик буржуазной культуры. Но, критикуя буржуазную действительность, Адорно не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений Адорно проявилось враждебное отношение к музыкальной культуре СССР и других социалистических стран.

Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетической и социологической концепции Адорно выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и современную буржуазную идеологию и идеологию социалистическую, Адорно не видел реального выхода из духовного и социального тупика современной буржуазной действительности и остался по сути дела во власти идеалистических и утопических иллюзий о «третьем пути», о некой «иной» социальной действительности.

Адорно - автор музыкальных произведений: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок французских народных песен, инструментовок фортепианных пьес Р. Шумана и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

Раду Лупу открывает сезон в Женеве

News image

23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЭРНСТ КШЕНЕК (Krenek)

23 августа музыкальная общественность отмечает столетний юбилей со дня рождения одного из самых оригинальных композиторов Эрнста Кшенека, чье творче...

Читать>>
News image

Кюи Цезарь Антонович

Кюи был русским композитором, военным, музыкальным критиком и специалистом в области фортификации. Начиная с 1857-го года, он стал преподавателем, ...

Читать>>
News image

Т. СОЛЕРА - ЛИБРЕТТИСТ И АВАНТЮРИСТ

Поэт, а не только сочинитель стихов для опер, дирижер и сам автор опер (он написал их пять, все на собственный текст), Солера прожил жизнь, похожую ...

Читать>>