Из жизни великих:

Биография Макса Бруха (Max Bruch)

News image

Макс Брух (Max Bruch) (6.1.1838, Кёльн - 2.10

УЧЕНИКИ САЛЬЕРИ. ЗАКАТ МАСТЕРА. МОЦАРТ И РОМАНТИЗАЦИЯ Г

News image

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал комп...

Биография Вильгельма Фридемана Баха

News image

Вильгельм Фридеман Бах (Bach) (22.11.1710, Веймар - 1.7

Закулисье:

В Большом театре признают шоколад Вдохновение и недов

News image

Товарный знак Большого театра признали общеизвестным. Это значит, что теперь изображение его фасада, а также слово Бо...

Туган Сохиев станет главным дирижером Немецкого симфони

News image

Российский дирижер Туган Сохиев займет пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Маэстро сме...

Авторизация






БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)
Композиторы - Б

бенджамин бриттен (britten)

Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал Простую симфонию для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: Наши предки - охотники (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл Озарения на стихи А. Рембо (1939) и Семь сонетов Микеланджело (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.

В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата Баллада героев (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, Канадский карнавал для оркестра, Шотландская баллада для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини ( Музыкальные вечера и Музыкальные утра ).

В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу Питер Граймс , которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.

За Питером Граймсом последовали камерные оперы: Поругание Лукреции (1946), сатира Альберт Херринг (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются Билли Бадд (1951), Глориана (1953), Поворот винта (1954), Ноев ковчег (1958), Сон в летнюю ночь (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера Река Кэрлью (1964), опера Блудный сын (1968), посвященная Шостаковичу, и Смерть в Венеции (1970, по Т. Манну).

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле Давайте делать оперу (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Вариации и фуга на тему Перселла написаны как путеводитель по оркестру для молодежи , знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы Дидона и Эней и других произведений, а также новый вариант Оперы нищих Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в Военном реквиеме (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. Моя заветная мечта - создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ (Огиньский) (Oginski)

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связа...

Читать>>
News image

СЕМЕН СТЕПАНОВИЧ ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ

На благодатной почве украинской народной музыки расцвел талант известного композитора и певца С. Гулака-Артемовского. Родившись в семье сельского св...

Читать>>
News image

КАРА (Абульфаз оглы) КАРАЕВ

В молодости Кара Караев был отчаянным мотоциклистом. Яростная гонка отвечала его потребности в риске, в обретении чувства победы над самим собой. Бы...

Читать>>