ФРАНСУА АДРИЕН БУАЛЬДЬЁ (Boieldieu) |
Композиторы - Б |
Французский композитор, педагог. Член Института Франции (1817). Занимался в певческой школе (метризе) Руанского собора под руководством органиста Ш. Броша. С 15 лет служил органистом в одной из руанских церквей. В 1791 появились сочинения Буальдьё (романсы и фортепианные сонаты), в 1793 в Руане поставлена его первая опера «Виновная дочь» («La fille coupable», на либретто отца). С 1796 жил в Париже. Исполнение в салонах его романсов, фортепианных пьес и особенно постановка в 1797 трёх комических опер - «Швейцарское семейство» («La famille suisse»), «Счастливое известие» («L'heureuse nouvelle»), «Пари» («Le pari ou Mombreuil et Merville») принесли композитору известность. С 1798 преподавал в Парижской консерватории (класс фортепиано). В 1804-11 композитор и капельмейстер придворной французской оперной труппы в Петербурге (в 1808 труппа гастролировала в Москве). Был также инспектором музыкальных классов Петербургского театрального училища (среди его частных учеников - княгиня З. А. Волконская). В Петербурге им было создано и поставлено несколько опер, в т. ч. «Алина, королева Голкондская» (1804). Некоторые из них исполнялись не только на придворной французской сцене, но и в публичном театре русскими артистами. Кроме того, он писал музыку к водевилям, марши для гвардии. С 1820 Буальдьё - профессор Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников - А. Адан, Ф. Ж. Фетис, П. Циммерман. Буальдьё - крупнейший представитель французской комической оперы 1-й трети 19 в. Многие его произведения пользовались большим успехом, среди них - «Жан Парижский» (1812), «Красная шапочка» (1818) и др. Однако привлекательные своей наивной простотой комические оперы Буальдьё проигрывали в сравнении с блистательным искусством Дж. Россини. Высшим достижением Буальдьё явилась «Белая дама» (либр. Э. Скриба по мотивам романов «Гай Маннеринг» и «Монастырь» В. Скотта, 1825), положившая начало романтическому направлению в музыкально-театральном искусстве Франции. Партитура «Белой дамы» - свидетельство большого мастерства (в значительной мере - результат изучения и творческого претворения достижений Дж. Россини). В ней органично соединяются сочно написанные бытовые сцены, элементы фантастики (Буальдьё нашёл новые приёмы для её воплощения), местный колорит (события протекают в Шотландии). Музыкально-драматическое действие изобилует контрастными ситуациями, острыми кульминациями. «Белая дама» имела огромный и длительный успех. Восторженную оценку дал опере К. М. Вебер. Наряду с операми существенную область творчества Буальдьё составляет фортепианная музыка, отличающаяся мелодичностью, изяществом. Эти сочинения - ценный вклад во французскую фортепианную литературу. Сочинения: оперы (ок. 40, некоторые совм. с Л. Керубини, Р. Крейцером, А. М. Бертоном, Э. Мегюлем, Ж. Ф. Лесюэром) в т. ч. Розали и Мирза (1795, «Театр Искусств», Руан), Калиф Багдадский (1800, «Театр Фавар», Париж), Тётушка Аврора, или Неожиданный роман (Ma tante Aurore ou le Roman impromptu, 1803, T-p «Опера комик», Париж), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1804, театр «Эрмитаж», Петербург), Молодая разгневанная женщина (La jeune femme en colere, 1805, Петербург), Телемак (1806, там же), Женщина-невидимка (La dame invisible, 1808, там же), Опрокинутые кареты (Les voitures versees, 1808, там же), Новый помещик (Le nouveau seigneur de village, 1813, театр «Опера комик», Париж), Красная шапочка (Le petit chaperon rouge, 1818, там же), Белая дама (La dame blanche, 1825, там же), Две ночи (Les deux nuits, 1829, там же); концерты - для фп. (1797), для арфы (1800); сонаты для фп.; хоры к трагедии «Гофолия» Расина; 15 сб. романсов (1795-1803), 55 отд. романсов (1795-1834) и др. |
Читайте: |
---|
Анонс: Фестиваль Арт-ноябрьИтак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ... |
Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зФилармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн... |
Классика и современность в одном концертеОмский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко... |
Два ГРЭММИ на одном фестивале!Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ... |
Фелисьен Давид (David)Фелисьен Давид (David) (1810-1876) - довольно популярный в XIX веке французский композитор, родоначальник ориентализма в музыке. Именно он заложил о... Читать>> |
АНРИ ВЬЕТАН (Vieuxtemps)Бельгийский скрипач, композитор и педагог. Родился в семье музыканта. С 5 лет обучался игре на скрипке. В 7-летнем возрасте выступил публично в конц... Читать>> |
АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВРомансы и песни А. Варламова - яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения бо... Читать>> |