Из жизни великих:

Лоэнгрин

News image

<<Лоэнгрин>>, так же как и <<Тангейзер>>, написан на сюжет средневековой рыцарской легенды, ...

Рихард Вагнер (Richard Wagner). Великий оперный реформа

News image

Рихард Вагнер (Wagner) (22.5.1813, Лейпциг - 13.2

Увертюра <<Фауст>>.

News image

Увертюра <<Фауст>> Вагнера принадлежит к наиболее выдающимся произведениям раннего периода его творчеств...

Закулисье:

Владимир Спиваков снова "приглашает" любителей классиче

News image

В столице уже в седьмой раз состоится фестиваль под названием "Владимир Спиваков приглашает...". Этот фестиваль начнется...

Театр оперы и балета Беларуси представит восстановленны

News image

3 июня на сцене театра оперы и балета будет представлен восстановленный и адаптированный к новой сцене спектакль Хова...

Авторизация






Оперное творчество Моцарта
Биография и творчество - Моцарт

оперное творчество моцарта

Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Но высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782--1791 годы). Моцарт писал оперы разных типов и жанров: зингшпили (<<Похищение из сераля>>, <<Волшебная флейта>>), оперы - buffa (<<Свадьба Фигаро>>, <<Так поступают все>>), оперы-seria (<<Идоменей>>, <<Милосердие Тита>>). Опера <<Дон-Жуан>>, сочетающая особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов.

Оперное реформаторство Моцарта. Наряду с Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства XVIII века. Но, в отличие от него, свою реформу не декларировал теоретически. Исходя из других эстетических предпосылок, Моцарт создал иной тип музыкальной драматургии. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что <<в опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки>>. Но из этого не следует, что Моцарт не придавал большого значения либретто оперы. Напротив, оперная музыка Моцарта находится в полном единстве с развитием сценического действия.

Отношение к либретто. О том, что Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер, свидетельствуют его высказывания в письмах. Особый интерес представляют в этом отношении письма Моцарта к отцу из Мюнхена в связи с готовившейся там постановкой оперы <<Идоменей>>. Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим действие. В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутье и понимание оперной сцены с ее специфическими закономерностями. Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, несмотря на традиционные условности жанра оперы-seria в <<Идоменее>>.

Будучи твердо убежден в том, что оперное либретто -- это не самостоятельное драматическое произведение, Моцарт настойчиво и упорно добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала (В этом отношении эстетика Моцарта близка эстетике Римского-Корсакова, утверждавшего, что <<опера прежде всего произведение музыкальное>>). Так он работал с либреттистами: Стефани (<<Похищение из сераля>>), да Понте (<<Свадьба Фигаро>>, <<Дон-Жуан>>, <<Так поступают все>>), Шиканедером (<<Волшебная флейта>>). Идя другими путями, чем Глюк, Моцарт добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

Соотношение оперных жанров. Как уже было сказано, Моцарт писал оперы в жанрах оперы-seria, оперы - buffa и зингшпиля. Но при этом каждый из жанров Моцарт обновляет и обогащает путем привнесения элементов другого жанра и принципов венского классического симфонизма. Так, <<Свадьба Фигаро>> написана в традициях оперы - buffa , но не все в ней укладывается в рамки этого жанра, в частности обе арии графини характерны скорее для оперы-seria. То же можно сказать о роли Констанцы в <<Похищении из сераля>> или о партии Царицы Ночи в <<Волшебной флейте>>. Если опера-seria деградировала в XVIII веке, то отдельные ее элементы получили новую жизнь, влившись в другие оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Оперы-seria Моцарта <<Митридат -- царь Понтийский>> и <<Идоменей>> уже утратили свою сценическую жизнь; но они сыграли существенную роль, обогатив его оперы - buffa и зингшпили, сохраняющие свое значение в репертуаре оперных театров.

Вместе с тем стилистическая основа во всех операх Моцарта одна: венский классицизм. Его принципы получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломление; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых сценах и финалах.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де

News image

16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЧАРЛЗ АЙВЗ (Ives)

Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, т...

Читать>>
News image

АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ ГРЕЧАНИНОВ

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского ин...

Читать>>
News image

ФРАНСУА АДРИЕН БУАЛЬДЬЁ (Boieldieu)

Французский композитор, педагог. Член Института Франции (1817). Занимался в певческой школе (метризе) Руанского собора под руководством органиста Ш....

Читать>>