Из жизни великих:

Театр в Байрейте.

News image

Мысль о собственном театре все больше овладевала Вагнером. Помощником Вагнера в этом предприятии был его друг, талантл...

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

Семейный подряд Штраусов

News image

А вы знали что «король вальсов», композитор, скрипач и дирижер, ну, а точнее известный всему миру Штраус, это не од...

Закулисье:

Александр Сладковский возглавил Государственный симфони

News image

Российский дирижер, заслуженный артист РФ Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Татарс...

В Лондоне ушёл из жизни известный дирижёр Чарльз Маккер

News image

В Лондоне скончался известный австралийский дирижёр сэр Чарльз Маккеррас. Чарльз Маккеррас родился 17 ноября 1925 года...

Авторизация






АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ
Композиторы - Л

анатолий константинович лядов

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность - вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.

Излюбленная музыкальная форма Лядова - небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения - это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.

Лядов родился в музыкальной семье. Его отец был дирижером Мариинского театра. Мальчик имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях. Глинку он любил и знал наизусть. Рогнедою и Юдифью Серова восхищался. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь , - вспоминал Н. Римский-Корсаков. Музыкальная одаренность проявилась рано, и в 1867 г. одиннадцатилетний Лядов поступает в Петербургскую консерваторию. Практическим сочинением он занимался у Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий и недисциплинированность в 1876 г. он был исключен. В 1878 г. Лядов вторично поступает в консерваторию и в этом же году блестяще сдает выпускной экзамен. В качестве дипломной работы им была представлена музыка к заключительной сцене Мессинской невесты Ф. Шиллера.

В середине 70-х гг. Лядов знакомится с членами балакиревского кружка. Вот что писал Мусоргский о первой встрече с ним: ...Появился новый, несомненный, оригинальный и р у с с к и й юный талант... Общение с крупнейшими музыкантами оказало большое влияние на творческое формирование Лядова. Расширяется круг его интересов: философия и социология, эстетика и естествознание, классическая и современная литература. Насущной потребностью его натуры было размышление. Клюйте из книги то, что В а м н у ж н о, и развивайте это н а с в о б о д е, и тогда Вы узнаете, что значит д у м а т ь , - писал он позже одному из своих друзей.

С осени 1878 г. Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, где ведет теоретические дисциплины у исполнителей, а с середины 80-х гг. преподает и в Певческой капелле. На рубеже 70-80-х гг. Лядов начал дирижерскую деятельность в Петербургском кружке любителей музыки, а позже выступил как дирижер в общедоступных симфонических концертах, учрежденных А. Рубинштейном, а также в Русских симфонических концертах, основанных М. Беляевым. Его дирижерские качества высоко ценили Римский-Корсаков, Рубинштейн, Г. Ларош.

Музыкальные связи Лядова расширяются. Он знакомится с П. Чайковским, А. Глазуновым, Ларошем, становится участником беляевских пятниц . В это же время он приобретает известность и как композитор. С 1874 г. выходят в свет первые произведения Лядова: 4 романса ор. 1 и Бирюльки ор. 2 (1876). Романсы оказались единственным опытом Лядова в этом жанре, они были созданы под влиянием кучкистов . Бирюльки - первое фортепианное сочинение Лядова, представляющее собой серию мелких разнохарактерных пьес, объединенных в законченный цикл. Уже здесь определяется лядовская манера изложения - камерность, легкость, изящность. До начала 1900-х гг. Лядовым было написано и издано 50 опусов. Большинство из них - небольшие фортепианные пьесы: интермеццо, арабески, прелюдии, экспромты, этюды, мазурки, вальсы и др. Широкую популярность завоевала Музыкальная табакерка , в которой с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка. Из числа прелюдий особенно выделяется Прелюдия си минор ор. 11, мелодия которой очень близка народному напеву И что на свете прежестоком из сборника М. Балакирева 40 русских народных песен .

К наиболее крупным произведениям для фортепиано относятся 2 вариационных цикла (на тему романса Глинки Венецианская ночь и на польскую тему). Одной из известнейших пьес стала баллада Про старину . Это сочинение близко эпическим страницам оперы Глинки Руслан и Людмила и Богатырской симфонии А. Бородина. Когда в 1906г. Лядов сделал оркестровую редакцию баллады Про старину , В. Стасов, услышав ее, воскликнул: Настоящего б а я н а Вы тут вылепили .

В конце 80-х гг. Лядов обратился к вокальной музыке и создал 3 сборника детских песен на тексты народных прибауток, сказочек, припевок. Ц. Кюи назвал эти песни крошечными жемчужинами в самой тонкой, законченной отделке .

С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Особенно выделяются 4 сборника для голоса с фортепиано. Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта - камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань).

К началу XX в. Лядов становится одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории к нему переходят специальные теоретические и композиторские классы, среди его учеников С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев и др. Смелым и благородным можно назвать поведение Лядова в 1905г., в период студенческих волнений. Далекий от политики, он безоговорочно примкнул к передовой группе преподавателей, протестовавших против реакционных действий РМО. После увольнения из консерватории Римского-Корсакова Лядов вместе с Глазуновым заявил о своем выходе из состава ее профессоров.

В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками ( Баба-Яга , Кикимора ) и созерцанием красоты природы ( Волшебное озеро ). Лядов называл их сказочными картинками . В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов Могучей кучки . Особое место занимают Восемь русских народных песен для оркестра , в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы - эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.

В эти годы Лядов проявлял живейший интерес к новым литературным и художественным течениям, и это нашло отражение в его творчестве. Он пишет музыку к пьесе М. Метерлинка Сестра Беатриса , симфоническую картину Из Апокалипсиса и Скорбную песнь для оркестра . В числе последних замыслов композитора - балет Лейла и Алалей и симфоническая картина Купальская ночь по мотивам произведений А. Ремизова.

Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей и соратников: один за другим ушли из жизни Стасов, Беляев, Римский-Корсаков. В 1911 г. Лядов перенес тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться полностью.

Ярким свидетельством признания заслуг Лядова явилось празднование в 1913 г. 35-летнего юбилея его творческой деятельности. Многие его сочинения и поныне пользуются широкой популярностью и любовью слушателей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Гурилёв Александр Львович

Гурилёв является не только русским композитором, но и скрипачом, пианистом и альтистом. В 1831-м году, вместе со своим отцом получили вольную. Посл...

Читать>>
News image

АНТОНИО ВИРАЛЬДИНИ (Viraldini)

Итальянский композитор, музыкант и педагог-просветитель, родился 4 ноября 1705 года в Венеции в семье скрипача Маурицио Виральдини. Получил музыкаль...

Читать>>
News image

ЭРНЕСТ БЛОХ (Bloch)

Швейцарский и американский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился в консерватории у Э. Жак-Далькроза (Женева), Э. Изаи и Ф

Читать>>