ЭРИК САТИ (Satie) |
Композиторы - С |
Э. Сати - один из самых парадоксальных французских композиторов. Он не раз удивлял современников, активно выступая в своих творческих декларациях против того, что еще недавно ревностно защищал. В 1890-е гг., познакомившись с К. Дебюсси, Сати выступал против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие нарождающегося музыкального импрессионизма, который символизировал возрождение французского национального искусства. Впоследствии композитор нападал на эпигонов импрессионизма, противопоставляя его расплывчатости и утонченности четкость, простоту, строгость линеарного письма. Молодые композиторы Шестерки испытывали сильное воздействие Сати. В композиторе жил беспокойный бунтарский дух, призывавший к ниспровержению традиций. Сати увлекал молодежь смелым вызовом обывательскому вкусу, своими независимыми, эстетическими суждениями. Сати родился в семье портового маклера. Среди близких не было музыкантов, и рано проявившееся влечение к музыке осталось незамеченным. Лишь когда Эрику исполнилось 12 лет, - семья перебралась в Париж, - начались серьезные занятия музыкой. В 18 лет Сати поступает в Парижскую консерваторию, некоторое время изучает там гармонию и другие теоретические предметы, берет уроки игры на фортепиано. Но неудовлетворенный обучением, он оставляет занятия и уходит добровольцем в армию. Вернувшись через год в Париж, он работает тапером в маленьких кафе на Монмартре, где знакомится с К. Дебюсси, который заинтересовался оригинальными гармониями в импровизациях молодого пианиста и даже взялся за оркестровку его фортепианного цикла Гимнопедии . Знакомство перешло в длительную дружбу. Влияние Сати помогло Дебюсси преодолеть юношеское увлечение творчеством Вагнера. В 1898 г. Сати перебирается в пригород Парижа Аркей. Он поселился в скромной комнате на втором этаже над маленьким кафе, и никто из друзей не мог проникнуть в это убежище композитора. За Сати укрепилось прозвище Аркейский отшельник . Он жил в одиночестве, избегая встреч с издателями, уклоняясь от выгодных предложений театров. Время от времени он появлялся в Париже с каким-нибудь новым сочинением. Весь музыкальный Париж повторял остроты Сати, его меткие, иронические афоризмы об искусстве, о коллегах-композиторах. В 1905-08 гг. в возрасте 39 лет Сати поступает в Schola cantorum, где занимается контрапунктом и композицией у О. Серье и А. Русселя. Ранние сочинения Сати относятся к концу 80-90-х гг.: 3 Гимнопедии , Месса бедняков для хора и органа, Холодные пьесы для фортепиано. В 20-х гг. он начинает публиковать сборники фортепианных пьес, необычных по форме, с экстравагантными названиями: Три пьесы в форме груши , В лошадиной шкуре , Автоматические описания , Сушеные эмбрионы . К этому же периоду относится также ряд эффектных мелодичных песенок-вальсов, быстро завоевавших популярность. В 1915 г. Сати сближается с поэтом, драматургом и музыкальным критикой Ж. Кокто, который предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. Дягилева. Премьера балета Парад состоялась в 1917 г. под управлением Э. Ансерме. Нарочитый примитивизм и подчеркнутое пренебрежение к красоте звучания, введение в партитуру звуков автомобильных сирен, стрекота пишущей машинки и других шумов вызвало шумный скандал в публике и нападки критики, что не обескуражило композитора и его друзей. В музыке Парада Сати воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий. Написанная в 1918 г. музыка симфонических драм с пением Сократ на текст подлинных диалогов Платона, напротив, отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью, отсутствием внешних эффектов. Это полная противоположность Параду , несмотря на то, что эти сочинения разделяет всего лишь год. Закончив Сократа , Сати стал проводить в жизнь идею меблировочной музыки, представляющей как бы звуковой фон повседневной жизни. Последние годы жизни Сати провел в уединении, живя в Аркее. Он порвал всякие отношения с Шестеркой и собрал вокруг себя новую группу композиторов, которая получила название Аркейская школа . (В нее входили композиторы М. Жакоб, А. Клике-Плейель, А. Соге, дирижер Р. Дезормьер). Основным эстетическим принципом этого творческого союза было стремление к новому демократическому искусству. Смерть Сати прошла почти незамеченной. Только в конце 50-х гг. наблюдается подъем интереса к его творческому наследию, |
Читайте: |
---|
Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле... |
Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на... |
В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классичВ республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты... |
Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале СеКамерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со... |
ДИТРИХ БУКСТЕХУДЕ (Buxtehude)Д. Букстехуде - выдающийся немецкий композитор, органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, почт... Читать>> |
УМБЕРТО ДЖОРДАНО (Giordano)Итальянский композитор. Член Итальянской академии (1929). В 1882-90 учился в консерватории в Неаполе у П. Серрао (контрапункт и композиция), М Читать>> |
Григ ЭдвардЭ. Григ - это первый норвежский композитор, у которого творчество смогло выйти за пределы страны и в итоге стало настоящим достоянием всей европейской... Читать>> |