Из жизни великих:

Марк Тишман

News image

Полезная информация! Продается отличная тротуарная плитка в Новосибирске по очень доступной цене. Певец, композит...

Камерное и клавирное творчество Моцарта

News image

Для неискушённого читателя само слово клавикорды кажется старинным, непонятным и внушающим страх, поэтому прежде чем ...

ОПЕРА ФИДЕЛИО (FIDELIO) СОДЕРЖАНИЕ

News image

Опера в двух действиях; либретто И. Ф. Зоннлейтнера и Г. Ф

Закулисье:

Кероглу - настоящий гимн богатого национального искус

News image

В Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета состоялся показ спектакля Кероглу , посвященный...

В Карабахе состоится 3-ий международный фестиваль юных

News image

В Нагорно-Карабахской Республике проходит по счету 3-ий международный фестиваль юных исполнителей классической музыки по...

Авторизация






АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СЕРОВ
Композиторы - С

александр николаевич серов

А. Серов - известный русский композитор, выдающийся музыкальный критик, один из основоположников отечественного музыкознания. Его перу принадлежат 3 оперы, 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, обработки народных песен. Он - автор значительного числа музыкально-критических работ.

Серов родился в семье крупного правительственного чиновника. С раннего детства у мальчика проявились разнообразные художественные склонности и увлечения, которые всемерно поощрялись родителями. Правда, значительно позднее отец станет резко противиться - вплоть до серьезного конфликта - музыкальным занятиям сына, считая их абсолютно бесперспективными.

В 1835-40 гг. Серов обучался в Училище правоведения. Там состоялось его знакомство с В. Стасовым, переросшее вскоре в горячую дружбу. Переписка Серова и Стасова тех лет - поразительный документ становления и развития будущих корифеев русской музыкальной критики. Для нас обоих , - писал Стасов после смерти Серова, - эта переписка имела очень важное значение - мы помогали друг другу образоваться не только в музыкальном, но и во всех других отношениях . В те годы проявились и исполнительские способности Серова: он успешно учился игре на фортепиано и виолончели, причем последнюю начал осваивать только в училище. После завершения образования началась служебная деятельность. Сенат, Министерство юстиции, служба в Симферополе и Пскове, Министерство внутренних дел, Петербургский почтамт, где он, свободно владевший несколькими европейскими языками, числился цензором иностранной корреспонденции - вот вехи из весьма скромной карьеры Серова, не имевшей, впрочем, для него, за исключением заработка, какого-либо серьезного значения. Главным и определяющим была музыка, которой он желал посвятить всего себя без остатка.

Композиторское взросление Серова проходило трудно и медленно, это было связано с отсутствием надлежащей профессиональной подготовки. К началу 40-х гг. относятся его первые опусы: 2 сонаты, романсы, а также фортепианные переложения великих творений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов-классиков. Уже в то время Серова увлекают оперные замыслы, правда так и оставшиеся неосуществленными. Самой значительной из незавершенных работ была опера Майская ночь (по Н. Гоголю). Из нее до наших дней дошел только один эпизод - Молитва Ганны, которая была первым произведением Серова, исполненным в публичном концерте в 1851 г. В том же году состоялся и его дебют на критическом поприще. В одной из статей Серов сформулировал свою задачу как критика: Музыкальная образованность в массе русских читателей распространена чрезвычайно мало... Но ведь надо же с т а р а т ь с я о распространении этой образованности, надо же заботиться об том, чтоб наша читающая публика имела верные понятия о всех, хотя главнейших сторонах музыкального дела, так как без этих сведений невозможен сколько-нибудь верный взгляд на музыку, ее сочинителей и исполнителей . Интересно, что именно Серов ввел в русскую литературу термин музыкознание . Множество злободневных вопросов современной русской и зарубежной музыки поднято в его работах: творчество Глинки и Вагнера, Моцарта и Бетховена, Даргомыжского и композиторов Могучей кучки и т. п. В начале становления Новой русской музыкальной школы он был тесно с ней связан, однако вскоре пути Серова и кучкистов разошлись, их отношения стали враждебными, это привело и к разрыву со Стасовым.

Бурная публицистическая деятельность, отнимавшая у Серова очень много времени, тем не менее не ослабила его желания сочинять музыку. Я доставил себе , - писал он в 1860 г., - некоторую известность, составив себе имя музыкальными критиками, писательством о музыке, но главная задача моей жизни будет не в этом, а в т в о р ч е с т в е м у з ы к а л ь н о м . 60-е гг. стали десятилетием, принесшим славу Серову-композитору. В 1862 г. завершена опера Юдифь , в основу либретто которой была положена одноименная пьеса итальянского драматурга П. Джакометти. В 1865 г. - Рогнеда , посвященная событиям из истории Древней Руси. Последней оперой стала Вражья сила (смерть оборвала работу, оперу заканчивали В. Серова, жена композитора, и Н. Соловьев), создававшаяся по драме А. Н. Островского Не так живи, как хочется .

Все оперы Серова были поставлены в Петербурге на сцене Мариинского театра и имели шумный успех. В них композитор пытался соединить драматургические принципы Вагнера и начинающей формироваться национальной оперной традиции. Юдифь и Рогнеда создавались и впервые ставились на сцене на том рубеже, когда были уже написаны гениальные сценические творения Глинки и Даргомыжского (кроме Каменного гостя ) и еще не появились оперы композиторов- кучкистов и П. Чайковского. Серову не удалось создать свой законченный стиль. В его операх немало эклектики, хотя в лучших эпизодах, особенно изображающих народную жизнь, он достигает большой выразительности и красочности. Со временем Серов-критик затмил Серова-композитора. Однако это никак не может перечеркнуть то ценное, что есть в его музыке действительно талантливого и оригинального.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Московская филармония представит «Сказки Гофмана»

News image

В воскресенье, 3 октября, в московской филармонии знаменитая опера Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» откроет один из популя...

Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет играть

News image

В Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту...

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Александр Зацепин

Александр Сергеевич Зацепин родился 10-го марта в 1926-м году в Новосибирске. После того, как окончил обучения в школе, Зацепин отправился учиться в...

Читать>>
News image

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса Соловей на ст...

Читать>>
News image

Гуно Шарль

Шарль Гуно является автором всемирно известной оперетты под названием «Фауст», которая сейчас занимает одно из почетных мест среди композиторов XIX ...

Читать>>