Из жизни великих:

ЛУННАЯ СОНАТА (ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ)

News image

Спустя два десятилетия после того как молодой Бетховен гостил у Брунсвиков в их венгерском поместье, из венгерской дер...

Макс Брух

News image

Полное имя звучит как Макс Христиан Фридрих Брух, и он родился второго октября в 1920-м году в Берлине. Этот человек я...

Персонажи (действующие лица) опер Рихарда Вагнера

News image

Валькирия 5  Вотан Фрика 7  Зигмунд Зигруна Хундинг 8  Зиглинда Ортлинда Росвейса 9  Гельмвига Герхиль...

Закулисье:

Об Оркестре Государственного академического Большого те

News image

  Данный оркестр начал собираться в 1776-м году. Музыканты, которые входили в данный оркестр, были крепостными. Их теат...

Гражданская панихида по Фуату Мансурову состоится 18 ию

News image

Музыкальная общественность России и Татарстана понесла невосполнимую утрату. 11июня 2010 года после продолжительной бо...

Авторизация






ДЖУЗЕППЕ САРТИ (Sarti)
Композиторы - С

джузеппе сарти (sarti)

Известный итальянский композитор, дирижер и педагог Дж. Сарти внес заметный вклад в развитие русской музыкальной культуры.

Он родился в семье ювелира - скрипача-любителя. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов (у Ф. Валлотти в Падуе и у знаменитого падре Мартини в Болонье). К 13 годам Сарти уже неплохо играл на клавишных инструментах, это позволило ему занять должность органиста в родном городе. С 1752 г. Сарти начал работать и в оперном театре. Его первая опера - Помпей в Армении - была встречена с большим энтузиазмом, а вторая, написанная для Венеции, - Король-пастух - принесла ему настоящий триумф и славу. В том же 1753 г. Сарти был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке. (Примечательно, что, прожив в Дании около 20 лет, композитор так и не научился датскому языку, используя при сочинении подстрочный перевод.) За годы пребывания в Копенгагене Сарти создал 24 оперы. Считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.

Наряду с сочинением Сарти занимался педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. итальянская антреприза потерпела крах, у композитора оказался крупный долг и в 1775 г. по приговору суда он вынужден был покинуть Данию. В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии: с Венецией (1775-79), где он являлся директором женской консерватории, и с Миланом (1779-84), где Сартн был капельмейстером собора. Творчество композитора в этот период достигает европейской славы - его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона (среди них - Деревенская ревность - 1776, Ахилл на Скиросе - 1779, Двое ссорятся - третий радуется - 1782). В 1784 г. по приглашению Екатерины II Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с В. А. Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями. Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала Дон-Жуана . Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.

Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра. Композиторские успехи Сарти в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Первые годи после своего приезда (1786-90) он провел на юге страны, находясь на службе у Г. Потемкина. У князя были замыслы об устройстве музыкальной академии в городе Екатеринославе, и Сарти тогда получил титул директора академии. В московском архиве сохранилось любопытное прошение Сарти о высылке ему денег для устройства академии, а также о пожаловании обещанной деревни, так как его личное хозяйство находится в крайне шатком состоянии . Из этого же письма можно судить и о дальнейших планах композитора: Если бы у меня были военный чин и деньги, я бы стал просить правительство дать мне земельные участки, я бы вызвал итальянских крестьян и понастроил бы на этой земле дома . Замыслам Потемкина не суждено было осуществиться, и в 1790 г. Сарти вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с К. Каноббио и В. Пашкевичем он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории - Начальное управление Олега (1790). После смерти Екатерины Сарти написал к коронации Павла I торжественный хор, сохранив таким образом и при новом дворе свое привилегированное положение.

Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так наз. петербургского камертона (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом (1796). Акустические исследования Сарти сохраняли свое значение в течение почти 100 лет (лишь в 1885 г. в Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц). В 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скончался в Берлине.

Творчество Сарти в России как бы завершает собой целую эпоху творчества итальянских музыкантов, приглашаемых в течение всего XVIII в. в Петербург на должность придворного капельмейстера. Кантаты и оратории, приветственные хоры и гимны Сарти составили особую страницу развития русской хоровой культуры екатерининской эпохи. Своими масштабами, монументальностью и грандиозностью звучания, пышностью оркестрового колорита они как нельзя лучше отражали вкусы петербургского аристократического круга последней трети XVIII в. Произведения создавались по заказу двора, были приурочены к крупным победам русского войска или к торжественным событиям императорской семьи и исполнялись обычно на открытом воздухе. Иногда общее число музыкантов достигало 300 человек. Так, например, при исполнении оратории Слава в вышних богу (1792) на окончание русско-турецкой войны было занято 2 хора, 2 состава симфонического оркестра, роговой оркестр, специальная группа ударных инструментов, были использованы колокольный звон и пушечная пальба(!). Подобной монументальностью отличались и другие произведения ораториального жанра - Тебе бога хвалим (по случаю взятия Очакова, 1789), Те Deum (на взятие крепости Килия, 1790) и т. п.

Педагогическая деятельность Сарти, начавшаяся еще в Италии (его ученик - Л. Керубини), развернулась в полную силу именно в России, где Сарти создал свою композиторскую школу. Среди его учеников - С. Дегтярев, С. Давыдов, Л. Гурилев, А. Ведель, Д. Кашин.

По своей художественной значимости произведения Сарти неравноценны - приближаясь в отдельных операх к реформаторским произведениям К. В. Глюка, композитор в большинстве своих сочинений все же оставался верен традиционному языку эпохи. Вместе с тем приветственные хоры и монументальные кантаты, написанные преимущественно для России, долгое время служили образцами для русских композиторов, не утрачивая своего значения в последующие десятилетия, и исполнялись на церемониях, празднествах вплоть до коронации Николая I (1826).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску

News image

24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ...

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Популярные статьи о композиторах:

News image

БАЛИС ДОМИНИКО ДВАРИОНАС

Б. Дварионас - художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог - сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Ли...

Читать>>
News image

ЭНРИКЕ ГРАНАДОС (Granados)

С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX...

Читать>>
News image

Владимир Фёдорович Одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - князь - русский писатель, философ, музыкальный теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянс...

Читать>>