Из жизни великих:

Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты

News image

Австрийский патологоанатом Кристиан Райтер (Christian Reiter), который работает судмедэкспертом в Венском университете...

Образ Бетховена в культуре

News image

Бетховен в кинематографе * О судьбе Людвига ван Бетховена снят фильм «Бессмертная возлюбленная». * Главный герой...

Снова на родине

News image

Тем временем Вагнер получил разрешение вернуться в Германию. Большой радостью был приезд Вагнера в Веймар на торжество...

Закулисье:

Гражданская панихида по Фуату Мансурову состоится 18 ию

News image

Музыкальная общественность России и Татарстана понесла невосполнимую утрату. 11июня 2010 года после продолжительной бо...

В Германии найдено фортепиано Моцарта

News image

В Германии было найдено фортепиано, на котором предположительно играл Вольфганг Амадеус Моцарт. Инструмент был создан ...

Авторизация






ОТАР ВАСИЛЬЕВИЧ ТАКТАКИШВИЛИ
Композиторы - Т

отар васильевич тактакишвили

Мощь гор, бурное движение рек, цветение прекрасной природы Грузии и многовековую мудрость ее народа - все это с любовью воплотил в своем творчестве выдающийся грузинский композитор О. Тактакишвили. Опираясь на традиции грузинской и русской музыкальной классики (в частности - на творчество основоположника национальной композиторской школы 3. Палиашвили), Тактакишвили создал множество произведений, вошедших в золотой фонд советской многонациональной культуры.

Тактакишвили вырос в музыкальной семье. Образование получил в Тбилисской консерватории в классе профессора С. Бархударяна. Именно в консерваторские годы произошел стремительный взлет дарования юного музыканта, имя которого уже тогда стало известным во всей Грузии. Молодой композитор написал песню, которая на республиканском конкурсе была признана лучшей и утверждена в качестве Государственного гимна Грузинской ССР. После аспирантуры (1947-50) связи с консерваторией не прервались. С 1952 г. Тактакишвили преподает в ней полифонию и инструментовку, в 1962-65 гг. - он ректор, а с 1966 г. - профессор по классу композиции.

Сочинения, созданные за годы учебы и вплоть до середины 50-х гг., отразили плодотворное усвоение молодым автором классико-романтических традиций. 2 симфонии, Первый фортепианный концерт, симфоническая поэма Мцыри - это те произведения, в которых в наибольшей степени отразились образность и некоторые средства выразительности свойственные музыке романтиков и отвечавшие романтическому возрасту их автора.

С середины 50-х гг. Тактакишвили активно работает в области камерной вокальной музыки. Вокальные циклы тех лет стали творческой лабораторией музыканта: в них он искал свою вокальную интонацию, свой стиль, который стал основой его оперных и ораториальных сочинений. Многие романсы на стихи грузинских поэтов В. Пшавела, И. Абашидзе, С. Чиковани, Г. Табидзе вошли позже в крупные вокально-симфонические произведения Тактакишвили.

Рубежом в творческом пути композитора стала опера Миндия (1960), написанная по мотивам поэзии В. Пшавела. С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям, а в области инструментальной музыки - к концертам. Именно в этих жанрах выявились самые сильные и оригинальные черты творческого дарования композитора. Опера Миндия , в основе которой история о юноше Миндни, одаренном способностью понимать голоса природы, в полной мере проявила все качества Тактакишвили-драматурга: умение создать яркие музыкальные образы, показать их психологическое развитие, построить сложные массовые сцены. Миндия была с успехом поставлена в ряде оперных театров нашей страны и за рубежом.

Следующие 2 оперы Тактакишвили - триптих Три жизни (1967), созданный на основе произведений М. Джавахишвили и Г. Табидзе, и Похищение луны (1976) по роману К. Гамсахурдия - повествуют о жизни грузинского народа в дореволюционный период и в первые революционные дни. В 70-е гг. были созданы и 2 комические оперы, раскрывшие новую грань дарования Тактакишвили - лиризм и добродушный юмор. Это Ухажер по новелле М. Джавахишвили и Чудаки ( Первая любовь ) по рассказу Р. Габриадзе.

Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат. Во многом перекликаются между собой две лучшие оратории Тактакишвили - По следам Руставели и Николоз Бараташвили . В них композитор размышляет о судьбе поэтов, их призвании. В основе оратории По следам Руставели (1963) цикл стихотворений И. Абашидзе. Подзаголовок произведения Торжественные песнопения определяет основной тип музыкальных образов - это воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Оратория Николоз Бараташвили (1970), посвященная грузинскому поэту-романтику XIX в., включает в себя и мотивы разочарования, и страстные лирические монологи, и порыв к свободе. Свежо и ярко преломляется фольклорная традиция в вокально-симфоническом триптихе Тактакишвили - Гурийские песни , Мегрельские песни , Грузинские светские гимны . В этих сочинениях широко используются самобытные пласты древнего грузинского музыкального фольклора. В последние годы композитором были написаны оратория С лирой Церетели , хоровой цикл Карталинские напевы .

Тактакишвили писал много инструментальной музыки. Он автор четырех концертов для фортепиано, двух - для скрипки, одного - для виолончели. Не осталась за пределами интересов композитора и камерная музыка (Квартет, фортепианный Квинтет, фортепианное Трио), и музыка для кино и театра ( Царь Эдип в Театре им. Ш. Руставели в Тбилиси, Антигона в Театре им. И. Франко в Киеве, Зимняя сказка во МХАТе).

Тактакишвили нередко выступал и как дирижер собственных произведений (многие его премьеры проходили в авторском исполнении), как автор статей, затрагивающих серьезные проблемы композиторского творчества, взаимоотношений народного и профессионального искусства, музыкального воспитания. Длительная работа на посту министра культуры Грузинской ССР, активная деятельность в Союзе композиторов СССР и Грузии, представительство в жюри всесоюзных и международных конкурсов - все это грани общественной деятельности композитора Отара Тактакишвили, которую он посвятил людям, считая, что нет для художника более почетной задачи, чем жить и творить для народа, во имя народа .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Петербурге соберутся музыканты Под знаком вечности

News image

Международный музыкальный фестиваль Под знаком вечности пройдет в Санкт-Петербургской консерватории с 21 по 28 сентя...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме

News image

13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЛЕО ДЕЛИБ (Delibes)

Среди французских композиторов XIX в. творчество Л. Делиба выделяется особой чистотой французского стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична...

Читать>>
News image

Шнитке Альфред

А. Шнитке является одним из самых известных советских композиторов, можно сказать он композитор второго поколения. Абсолютно все творчество Шнитке ...

Читать>>
News image

ГЕРМАН ГЕРМАНОВИЧ ГАЛЫНИН

Творчество Г. Галынина - одна из ярчайших страниц послевоенной советской музыки. Оставленное им наследие невелико по количеству, главные сочинения о...

Читать>>