Из жизни великих:

Раскрыта тайна смерти Бетховена: его убили

News image

Другие исследователи, возможно, не разделяют его точку зрения, однако один факт неоспорим: маэстро был очень серьезн...

Второй период. «Новый путь»

News image

Согласно «трехпериодной» классификации, предложенной в 1852 одним из первых исследователей творчества Бетховена В. фон...

<<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>>.

News image

Оперы <<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>> являются вершиной творчества Вагнера в, 40-е годы. В них на...

Закулисье:

В Зальцбурге - открытие самого крупного в мире фестивал

News image

19-го июля состоялось открытие ежегодного летнего фестиваля, под названием "Сотворение мира" в австрийском Зальцбурге. В...

Оркестр Светланова проведет фестиваль Музыкальное прин

News image

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и его худрук Марк Горенштейн проведут фест...

Авторизация






ВАСИЛИЙ ПОЛИКАРПОВИЧ ТИТОВ
Композиторы - Т

василий поликарпович титов

Перелом в отечественном искусстве XVII в., знаменующий приход Нового времени, затронул и музыку: во второй половине столетия на Руси становятся известны имена композиторов - мастеров партесного письма. Именно партесный стиль - многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов - открыл простор для становления авторской индивидуальности. Среди имен композиторов, которые история донесла до нас из XVII в. наряду с Николаем Дилецким, Василий Титов выделяется масштабом дарования и плодовитостью. Первое упоминание имени Титова встречается в 1678 г. при перечислении государевых певчих дьяков. Судя по архивным данным, певец вскоре занял в хоре ведущее положение - очевидно, благодаря не только вокальному, но и композиторскому дарованию. В 1686 или 1687 г. Титов сочинил музыку к Стихотворной Псалтыри Симеона Полоцкого. Экземпляр этой рукописи с посвящением композитор подарил правительнице царевне Софье:

...Псалтырь вершами новоизданная
Во славу Богу написанная:
Нотами ново улепототвовася,
Ей же Премудрой Царевне подася,
От Василий диака певчего,
Титова, раба их всесмиренного...

До 1698 г. Титов продолжал, служить певчим дьяком, затем был инспектором в московской ратуше и, вероятно, заведовал певческой школой. Предположить это позволяет документ 1704 г., гласящий: Робят певчих, которые взяты у Титова, прикажите музыкантам учить на габоях и на прочих инструментах конечно с прилежанием и велите их кому в том надзирать непрестанно . По-видимому, речь идет об обучении малолетних певчих. Рукопись рубежа XVII-XVIII вв. называет Титова также царственным мастером, что у Спаса в Нове (т. е. в одном из соборов Московского Кремля) верьховым дьяком . О дальнейшей судьбе музыканта документальных сведений нет. Известно лишь, что перу Титова принадлежит праздничный хоровой Концерт в честь Полтавской победы над шведами (1709). Некоторые исследователя вслед за историком музыки Н. Финдейзеном относят дату смерти Титова предположительно к 1715 г.

Обширное творчество Титова охватывает различные жанры партесного пения. Опираясь на опыт старшего поколения мастеров партесного письма - Дилецкого, Давидовича, С. Пекалицкого, - Титов придает своим хоровым партитурам барочную пышность и сочность. Его музыка завоевывает широчайшее признание. Судить об этом можно по многочисленным спискам произведений Титова, сохранившимся во многих рукописных хранилищах.

Композитор создал более 200 крупных произведений, среди которых такие монументальные циклы, как службы (литургии), Догматики , Богородичны воскресни , а также многочисленные партесные концерты (ок. 100). Точное число сочинений Титова установить трудно, поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось имя автора. Музыкант использовал разнообразные исполнительские составы: от скромного трехголосного ансамбля кантового типа в Стихотворной Псалтыри до многоголосного хора, включающего 12, 16 и даже 24 голоса. Будучи опытным певчим, Титов глубоко постиг секреты выразительного, богатого нюансами хорового звучания. Хотя в его произведениях не участвуют инструменты, умелое использование возможностей хора создает сочную, многотембровую звуковую палитру. Красочность хорового письма особенно характерна для партесных концертов, в которых мощные возгласы хора соперничают с прозрачными ансамблями различных голосов, эффектно сопоставляются разные типы многоголосия, возникают контрасты ладов и размеров. Используя тексты религиозного характера, композитор сумел преодолеть их ограниченность и создать музыку искреннюю и полнокровную, обращенную к человеку. Примером тому служит концерт Рцы нам ныне , в аллегорической форме прославляющий победу русского оружия в Полтавской битве. Пронизанный ощущением светлого торжества, мастерски передающий настроение массового ликования, этот концерт запечатлел непосредственный отклик композитора на важнейшее событие его времени. Живая эмоциональность, теплая задушевность музыки Титова сохраняют силу воздействия на слушателя и в наши дни.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т

News image

16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс...

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Раймонд Волдемарович Паулс

Раймонд Волдемарович Паулс (р. 12 I 1936, Рига) - сов. композитор, пианист и дирижёр. Нар

Читать>>
News image

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ВИЕЛЬГОРСКИЙ

М. Виельгорский - современник М. Глинки, выдающийся музыкальный деятель и композитор первой половины XIX в. С его именем связаны крупнейшие события ...

Читать>>
News image

Мейербер Джакомо

Мейербер является французским пианистом, композитором и дирижером. Он родился в еврейской семье, но проживал в Германии.

Читать>>