Из жизни великих:

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери,...

Обнаружены два портрета

News image

Обнаружены два неизвестных прижизненных портрета Вольфганга Амадея Моцарта. Картины удалось идентифицировать профессо...

<<Запрет любви>>.

News image

Вагнер временно отвернулся от неменкой романтической оперы и обратился к другим оперным жанрам. Новая опера Вагнера &l...

Закулисье:

Пласидо Доминго покидает Вашингтон

News image

Знаменитый испанский оперный певец, дирижер и импресарио Пласидо Доминго (Plácido Domingo) объявил о намерении ...

Синайский полуостров. В Большом театре опять сменился х

News image

Вчера генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявил о том, что художественный руководитель театра Леони...

Авторизация






Биография Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach)
Биография и творчество - Бах

биография иоганна себастьяна баха (johann sebastian bach)


Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (1645-1695). По-видимому, под руководством отца овладел основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте 10 лет Бах осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Бах обучался игре на клавишных инструментах. В 1700-1702 годах Бах учился в школе при церкви Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с органистом и композитором Г. Бёмом. В те же годы несколько раз посещал Гамбург, чтобы услышать игру Рейнкена.

В 1702 году Бах участвовал в испытаниях на замещение должности органиста в Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето 1703 года провел в качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой церкви (Нойкирхе) в Арнштадте. В 1705 году отправился в Любек, чтобы познакомиться с искусством Букстехуде. В июне 1707 года стал органистом церкви Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1708 году Бах был назначен придворным органистом и камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал большинство своих произведений для органа. В Веймаре у Баха родилось 7 детей, в т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 году Баху был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 году Бах был приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймара и почти на месяц заключил его под стражу.

В Кётене Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда - талантливого музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию. Здесь Бах занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для церкви не входило в его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся скрипичные концерты, Бранденбургские концерты , многочисленные сонаты, сюиты и произведения для клавира, в т. ч. 1-й том Хорошо темперированного клавира . В 1720 году, когда Бах в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В декабре 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери придворного трубача в Вайсенфельсе (от этого брака родилось 13 детей, в т. ч. будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало, положение Баха и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722 году Бах предложил свою кандидатуру на почетную должность городского музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы (Томасшуле) в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В апреле 1723 года, после того как имевшие наилучшие шансы Телеман и К. Граупнер вышли из состава претендентов, должность была предложена Баху.

Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Бах работал в Лейпциге до конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые лейпцигские годы Бах создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч. 4 или 5 годовых циклов кантат, Магнификат, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею . Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуоз и приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и выдающегося педагога (среди учеников Баха - его сыновья, а также Циглер, И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель, И. К. Киттель). Слава Баха как композитора начала расти особенно после 1726 года, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.

К началу 1730-х годов церковная музыка перестала занимать в деятельности Баха ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Бахом с этого времени, в т. ч. Месса h-moll и Рождественская оратория , состоит из пародий. Несколько раньше, в 1729 году, Бах возглавил collegium musicum - концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 году и состоявшее в основном из студентов и музыкантов-любителей. Специально для публичных выступлений collegium musicum Бах сочинил ряд концертов для 1, 2 и 3 клавиров с оркестром (большинство - на основе более ранних концертов для др. инструментов) и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 году пожаловал Баху звание придворного композитора (Hofcompositeur).

Баховская музыка 1740-х годов, по преимуществу инструментальная, выполнена в сложных, часто изощренных формах. Около 1741 года были написаны Гольдберг-вариации , а в 1742 году вышел из печати 2-й том Хорошо темперированного клавира . В 1747 году Бах отправился в Потсдам в гости к Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии выросло Музыкальное приношение - одна из вершин полифонического искусства XVIII века. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические вариации для органа (1747), которые Бах представил в основанное Мицлер фон Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, Искусство фуги также предназначалось для распространения среди членов этого общества.

В последний год жизни зрение Баха начало ухудшаться. В марте и апреле 1750 года его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор (Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Баха. 22 июля Бах принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля Бах был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.

Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Баха - например, влиятельный критик Шейбе - считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха). Время для возрождения интереса к личности и музыке Баха наступило в начале XIX века, когда Форкель издал его первую биографию. Другим видным деятелем баховского возрождения был Цельтер. В 1829 году его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине Страстями по Матфею (до этого Страсти в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749 году); в партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Популярные статьи о композиторах:

News image

Дунаевский Исаак

Самый большой талант Дунаевского по большей мере был раскрыт в «легких» жанрах. Он  любил животных и переживал, когда был разрыв связок у собак. Он бы...

Читать>>
News image

Микаэл Таривердиев

Каждому человеку в России данное имя знакомо. Его, по большей мере, люди знают благодаря музыке, которая играет в достаточно популярных фильмах. Вре...

Читать>>
News image

ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГАВРИЛИН

Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли? - эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тре...

Читать>>