Из жизни великих:

Гениальность Моцарта

News image

О гениальности Моцарта и более того о его Гении написано уже масса книг и статей, помимо прочих талантов Вольфганг Ам...

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери,...

Интересные эпизоды, которые происходили в жизни компози

News image

1. О своих доходах Моцарт как-то написал, что он получает слишком много за то, что он делает и при этом слишком мал...

Закулисье:

Десятников покинул пост музыкального руководителя Больш

News image

Известный композитор Леонид Десятников оставляет пост музыкального руководителя Большого театра по собственному желани...

Во Франции Денис Мацуев открывает фестиваль классическо

News image

На восточной части Франции, ну, а точнее, в городе Анси на сегодняшний день было открытие традиционного фестиваля класси...

Авторизация






Биография Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach)
Биография и творчество - Бах

биография иоганна себастьяна баха (johann sebastian bach)


Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (1645-1695). По-видимому, под руководством отца овладел основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте 10 лет Бах осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Бах обучался игре на клавишных инструментах. В 1700-1702 годах Бах учился в школе при церкви Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с органистом и композитором Г. Бёмом. В те же годы несколько раз посещал Гамбург, чтобы услышать игру Рейнкена.

В 1702 году Бах участвовал в испытаниях на замещение должности органиста в Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето 1703 года провел в качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой церкви (Нойкирхе) в Арнштадте. В 1705 году отправился в Любек, чтобы познакомиться с искусством Букстехуде. В июне 1707 года стал органистом церкви Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1708 году Бах был назначен придворным органистом и камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал большинство своих произведений для органа. В Веймаре у Баха родилось 7 детей, в т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 году Баху был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 году Бах был приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймара и почти на месяц заключил его под стражу.

В Кётене Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда - талантливого музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию. Здесь Бах занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для церкви не входило в его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся скрипичные концерты, Бранденбургские концерты , многочисленные сонаты, сюиты и произведения для клавира, в т. ч. 1-й том Хорошо темперированного клавира . В 1720 году, когда Бах в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В декабре 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери придворного трубача в Вайсенфельсе (от этого брака родилось 13 детей, в т. ч. будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало, положение Баха и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722 году Бах предложил свою кандидатуру на почетную должность городского музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы (Томасшуле) в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В апреле 1723 года, после того как имевшие наилучшие шансы Телеман и К. Граупнер вышли из состава претендентов, должность была предложена Баху.

Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Бах работал в Лейпциге до конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые лейпцигские годы Бах создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч. 4 или 5 годовых циклов кантат, Магнификат, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею . Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуоз и приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и выдающегося педагога (среди учеников Баха - его сыновья, а также Циглер, И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель, И. К. Киттель). Слава Баха как композитора начала расти особенно после 1726 года, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.

К началу 1730-х годов церковная музыка перестала занимать в деятельности Баха ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Бахом с этого времени, в т. ч. Месса h-moll и Рождественская оратория , состоит из пародий. Несколько раньше, в 1729 году, Бах возглавил collegium musicum - концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 году и состоявшее в основном из студентов и музыкантов-любителей. Специально для публичных выступлений collegium musicum Бах сочинил ряд концертов для 1, 2 и 3 клавиров с оркестром (большинство - на основе более ранних концертов для др. инструментов) и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 году пожаловал Баху звание придворного композитора (Hofcompositeur).

Баховская музыка 1740-х годов, по преимуществу инструментальная, выполнена в сложных, часто изощренных формах. Около 1741 года были написаны Гольдберг-вариации , а в 1742 году вышел из печати 2-й том Хорошо темперированного клавира . В 1747 году Бах отправился в Потсдам в гости к Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии выросло Музыкальное приношение - одна из вершин полифонического искусства XVIII века. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические вариации для органа (1747), которые Бах представил в основанное Мицлер фон Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, Искусство фуги также предназначалось для распространения среди членов этого общества.

В последний год жизни зрение Баха начало ухудшаться. В марте и апреле 1750 года его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор (Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Баха. 22 июля Бах принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля Бах был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.

Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Баха - например, влиятельный критик Шейбе - считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха). Время для возрождения интереса к личности и музыке Баха наступило в начале XIX века, когда Форкель издал его первую биографию. Другим видным деятелем баховского возрождения был Цельтер. В 1829 году его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине Страстями по Матфею (до этого Страсти в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749 году); в партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме

News image

13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится...

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ГЮСТАВ ШАРПАНТЬЕ (Charpentier)

Французский композитор и музыкальный деятель. Чл. Ин-та Франции (1912). В 1887 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л

Читать>>
News image

ФРАНСУА АНДРЕ ФИЛИДОР (Philidor)

При дворе французского монарха Людовика XIII служил замечательный гoбоист Мишель Даникан Филидор, принадлежавший к французскому роду Куперен. Однажд...

Читать>>
News image

ФРАНЧЕСКО ЧИЛЕА (Cilea)

Франческо Чилеа родился 26 июля 1866 года в маленьком местечке Пальми в Калабрии, что на юге Италии, в семье адвоката. В раннем детстве из-за психич...

Читать>>