Из жизни великих:

Вагнер в поисках пристанища.

News image

Вагнер поселился в Бибрихе на Рейне, где он начал работу над <<Нюрнбергскими мейстерзингерами>>. Материаль...

Макс Брух

News image

Полное имя звучит как Макс Христиан Фридрих Брух, и он родился второго октября в 1920-м году в Берлине. Этот человек я...

Германия эпохи Вагнера

News image

Германия первой половины XIX века, сохраняя все черты феодальной раздробленности, представляла собой конгломерат гос...

Закулисье:

Михаил Панджавидзе стал главным режиссером белорусской

News image

Главным режиссером белорусской оперы стал известный российский режиссер Михаил Панджавидзе, сообщили БЕЛТА в Националь...

В Москве Дмитрий Хворостовский даст сольный концерт

News image

Всемирно известный российский баритон Дмитрий Хворостовский даст сегодня вечером сольный концерт для отечественных люб...

Авторизация






Биография Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach)
Биография и творчество - Бах

биография иоганна себастьяна баха (johann sebastian bach)


Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (1645-1695). По-видимому, под руководством отца овладел основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте 10 лет Бах осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Бах обучался игре на клавишных инструментах. В 1700-1702 годах Бах учился в школе при церкви Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с органистом и композитором Г. Бёмом. В те же годы несколько раз посещал Гамбург, чтобы услышать игру Рейнкена.

В 1702 году Бах участвовал в испытаниях на замещение должности органиста в Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето 1703 года провел в качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой церкви (Нойкирхе) в Арнштадте. В 1705 году отправился в Любек, чтобы познакомиться с искусством Букстехуде. В июне 1707 года стал органистом церкви Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1708 году Бах был назначен придворным органистом и камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал большинство своих произведений для органа. В Веймаре у Баха родилось 7 детей, в т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 году Баху был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 году Бах был приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймара и почти на месяц заключил его под стражу.

В Кётене Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда - талантливого музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию. Здесь Бах занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для церкви не входило в его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся скрипичные концерты, Бранденбургские концерты , многочисленные сонаты, сюиты и произведения для клавира, в т. ч. 1-й том Хорошо темперированного клавира . В 1720 году, когда Бах в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В декабре 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери придворного трубача в Вайсенфельсе (от этого брака родилось 13 детей, в т. ч. будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало, положение Баха и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722 году Бах предложил свою кандидатуру на почетную должность городского музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы (Томасшуле) в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В апреле 1723 года, после того как имевшие наилучшие шансы Телеман и К. Граупнер вышли из состава претендентов, должность была предложена Баху.

Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Бах работал в Лейпциге до конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые лейпцигские годы Бах создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч. 4 или 5 годовых циклов кантат, Магнификат, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею . Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуоз и приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и выдающегося педагога (среди учеников Баха - его сыновья, а также Циглер, И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель, И. К. Киттель). Слава Баха как композитора начала расти особенно после 1726 года, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.

К началу 1730-х годов церковная музыка перестала занимать в деятельности Баха ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Бахом с этого времени, в т. ч. Месса h-moll и Рождественская оратория , состоит из пародий. Несколько раньше, в 1729 году, Бах возглавил collegium musicum - концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 году и состоявшее в основном из студентов и музыкантов-любителей. Специально для публичных выступлений collegium musicum Бах сочинил ряд концертов для 1, 2 и 3 клавиров с оркестром (большинство - на основе более ранних концертов для др. инструментов) и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 году пожаловал Баху звание придворного композитора (Hofcompositeur).

Баховская музыка 1740-х годов, по преимуществу инструментальная, выполнена в сложных, часто изощренных формах. Около 1741 года были написаны Гольдберг-вариации , а в 1742 году вышел из печати 2-й том Хорошо темперированного клавира . В 1747 году Бах отправился в Потсдам в гости к Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии выросло Музыкальное приношение - одна из вершин полифонического искусства XVIII века. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические вариации для органа (1747), которые Бах представил в основанное Мицлер фон Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, Искусство фуги также предназначалось для распространения среди членов этого общества.

В последний год жизни зрение Баха начало ухудшаться. В марте и апреле 1750 года его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор (Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Баха. 22 июля Бах принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля Бах был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.

Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Баха - например, влиятельный критик Шейбе - считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха). Время для возрождения интереса к личности и музыке Баха наступило в начале XIX века, когда Форкель издал его первую биографию. Другим видным деятелем баховского возрождения был Цельтер. В 1829 году его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине Страстями по Матфею (до этого Страсти в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749 году); в партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -

News image

.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ...

Гидон Кремер привезет на фестиваль Юрия Башмета скрипку

News image

V Фестиваль Юрия Башмета пройдет в Минске с 6 по 13 октября. - Вместе с артистами в Минск прибудут раритетные музыкаль...

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

МАКС (Иоганн Баптист Иозеф) РЕГЕР (Reger)

Недолгая творческая жизнь выдающегося немецкого музыканта - композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика - М. Регера прошла на р...

Читать>>
News image

Пахельбель Иоганн

Пахельбель был немецким органистом и композитором. Начиная с 1673-го года, он начал работать в соборе святого Стефана, который находится в Вене, затем...

Читать>>
News image

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

Модест Петрович Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огр...

Читать>>