Из жизни великих:

Приближение глухоты

News image

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепе...

Семейный подряд Штраусов

News image

А вы знали что «король вальсов», композитор, скрипач и дирижер, ну, а точнее известный всему миру Штраус, это не од...

Интересные факты из жизни композиторов

News image

В один день Сарасате прочел в газете, что музыкальный критик назвал его настоящим гением. В ответ на это Сарасате ли...

Закулисье:

Государственный молодежный оркестр Армении теперь являе

News image

IAMA на данный момент является единственной всемирной ассоциацией в районе менеджмента классической музыки. Именно она п...

Самой первой в Казахстане радиостанции классической муз

News image

Радио "Классика" в эфире звучит уже два года, и там звучат исключительно произведения мировой классики, также записи кон...

Авторизация






Биография Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach)
Биография и творчество - Бах

биография иоганна себастьяна баха (johann sebastian bach)


Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (1645-1695). По-видимому, под руководством отца овладел основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте 10 лет Бах осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Бах обучался игре на клавишных инструментах. В 1700-1702 годах Бах учился в школе при церкви Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с органистом и композитором Г. Бёмом. В те же годы несколько раз посещал Гамбург, чтобы услышать игру Рейнкена.

В 1702 году Бах участвовал в испытаниях на замещение должности органиста в Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето 1703 года провел в качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой церкви (Нойкирхе) в Арнштадте. В 1705 году отправился в Любек, чтобы познакомиться с искусством Букстехуде. В июне 1707 года стал органистом церкви Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1708 году Бах был назначен придворным органистом и камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал большинство своих произведений для органа. В Веймаре у Баха родилось 7 детей, в т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 году Баху был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 году Бах был приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймара и почти на месяц заключил его под стражу.

В Кётене Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда - талантливого музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию. Здесь Бах занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для церкви не входило в его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся скрипичные концерты, Бранденбургские концерты , многочисленные сонаты, сюиты и произведения для клавира, в т. ч. 1-й том Хорошо темперированного клавира . В 1720 году, когда Бах в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В декабре 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери придворного трубача в Вайсенфельсе (от этого брака родилось 13 детей, в т. ч. будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало, положение Баха и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722 году Бах предложил свою кандидатуру на почетную должность городского музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы (Томасшуле) в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В апреле 1723 года, после того как имевшие наилучшие шансы Телеман и К. Граупнер вышли из состава претендентов, должность была предложена Баху.

Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Бах работал в Лейпциге до конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые лейпцигские годы Бах создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч. 4 или 5 годовых циклов кантат, Магнификат, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею . Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуоз и приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и выдающегося педагога (среди учеников Баха - его сыновья, а также Циглер, И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель, И. К. Киттель). Слава Баха как композитора начала расти особенно после 1726 года, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.

К началу 1730-х годов церковная музыка перестала занимать в деятельности Баха ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Бахом с этого времени, в т. ч. Месса h-moll и Рождественская оратория , состоит из пародий. Несколько раньше, в 1729 году, Бах возглавил collegium musicum - концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 году и состоявшее в основном из студентов и музыкантов-любителей. Специально для публичных выступлений collegium musicum Бах сочинил ряд концертов для 1, 2 и 3 клавиров с оркестром (большинство - на основе более ранних концертов для др. инструментов) и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 году пожаловал Баху звание придворного композитора (Hofcompositeur).

Баховская музыка 1740-х годов, по преимуществу инструментальная, выполнена в сложных, часто изощренных формах. Около 1741 года были написаны Гольдберг-вариации , а в 1742 году вышел из печати 2-й том Хорошо темперированного клавира . В 1747 году Бах отправился в Потсдам в гости к Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии выросло Музыкальное приношение - одна из вершин полифонического искусства XVIII века. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические вариации для органа (1747), которые Бах представил в основанное Мицлер фон Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, Искусство фуги также предназначалось для распространения среди членов этого общества.

В последний год жизни зрение Баха начало ухудшаться. В марте и апреле 1750 года его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор (Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Баха. 22 июля Бах принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля Бах был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.

Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Баха - например, влиятельный критик Шейбе - считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха). Время для возрождения интереса к личности и музыке Баха наступило в начале XIX века, когда Форкель издал его первую биографию. Другим видным деятелем баховского возрождения был Цельтер. В 1829 году его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине Страстями по Матфею (до этого Страсти в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749 году); в партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого - публикация полного академического собрания произведений Баха - была выполнена к 1900 году.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Северные цветы расцветут в пяти городах России

News image

С 17 октября по 1 ноября 2010 года в Петербурге, Мурманске, Великом Новгороде и Петрозаводске будет проходить XI Между...

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

Популярные статьи о композиторах:

News image

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в Рос...

Читать>>
News image

ЭУГЕН АРТУРОВИЧ КАПП

Музыка - моя жизнь... В этих словах предельно сжато выражено творческое кредо Э

Читать>>
News image

Янку Думитреску

Думитреску Янку является знаменитым венгерским композитором, музыковедом и дирижером. Он обучался у Серджиу Челибидаке и Альфреда Мендельсона. Пос...

Читать>>