ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ |
Композиторы - С |
Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище человек с тысячью лиц . Он подобен Фокуснику из своего балета Петрушка : свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры. Утверждая, что музыка способна выражать лишь самое себя , Стравинский тем не менее стремился жить con Tempo (т. е. вместе со временем). В Диалогах , изданных в 1959-63 гг., он вспоминает уличные шумы в Петербурге, масленичные гулянья на Марсовом поле, которые, по его словам, помогли ему увидеть своего Петрушку. А о Симфонии в трех движениях (1945) композитор говорил как о произведении, связанном с конкретными впечатлениями о войне, с воспоминаниями о бесчинствах коричневорубашечников в Мюнхене, жертвой которых едва не стал он сам. Поразителен универсализм Стравинского. Он проявляется в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской - пианистической и дирижерской - деятельности, продолжавшейся более 40 лет. Беспрецедентны масштабы его личных контактов с выдающимися людьми. Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов, В. Стасов, С. Дягилев, художники Мира искусства , А. Матисс, П. Пикассо, Р. Роллан. Т. Манн, А. Жид, Ч. Чаплин, К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, П. Хиндемит, М. де Фалья, Г. Форе, Э. Сати, французские композиторы группы Шести - вот имена некоторых из них. Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран. Детство Стравинского прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, было захватывающе интересно . Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка (отец композитора Ф. Стравинский был известным певцом Мариинского театра), имелась большая художественная и музыкальная библиотека. С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил, посвятив ему много лет спустя оперу Мавра (1922) и балет Поцелуй феи (1928). Героем моего детства называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его самым правдивым и утверждал, что в его собственных сочинениях есть влияния Бориса Годунова . Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым. Рано сформировались литературные интересы Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Л. Толстого Детство, отрочество, юность , кумирами в течение всей жизни оставались А. Пушкин и Ф. Достоевский. Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г., когда, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он начал заниматься с Римским-Корсаковым. В это же время он сблизился с С. Дягилевым, художниками Мира искусства , посещал Вечера современной музыки , концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти. Все это послужило толчком к быстрому художественному взрослению. Первые композиторские опыты Стравинского - Соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита Фавн и пастушка (1906), Симфония ми-бемоль мажор (1907), Фантастическое скерцо и Фейерверк для оркестра (1908) отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов. Однако с момента постановки в Париже балетов Жар-птица (1910), Петрушка (1911), Весна священная (1913), заказанных Дягилевым для Русских сезонов , происходит колоссальный творческий взлет в том жанре, который Стравинский в дальнейшем особенно любил за то, что, по его словам, балет - единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего . Триада балетов открывает первый - русский - период творчества, названный так не по месту пребывания (с 1910 г. Стравинский подолгу живет за границей, а в 1914 г. поселяется в Швейцарии), а благодаря проявившимся в это время особенностям музыкального мышления, глубоко национального по сути. Стравинский обратился к русскому фольклору, различные пласты которого очень своеобразно преломились в музыке каждого из балетов. Жар-птица поражает буйной щедростью оркестровых красок, яркими контрастами поэтической хороводной лирики и огненных плясов. В Петрушке , названном А. Бенуа балетомулицей , звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Древний языческий обряд жертвоприношения определил содержание Весны священной , воплотившей стихийный порыв к весеннему обновлению, могучие силы разрушения и созидания. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики, столь радикально обновляет музыкальный язык, образы, что на современников балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Гигантским маяком XX века назвал его итальянский композитор А. Казелла. В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены Свадебка (1914-23), в чем-то перекликающиеся с Весной священной , и изысканно-лирическая опера Соловей (1914). Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана , возрождающая традиции скоморошьего театра (1917), соседствует с Историей солдата (1918), где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза. В 1920 г. Стравинский переехал во Францию и в 1934 г. принял французское подданство. Это был период чрезвычайно насыщенной творческой, а также исполнительской деятельности. Для молодого поколения французских композиторов Стравинский стал высшим авторитетом, музыкальным мэтром . Однако провал его кандидатуры во Французскую академию изящных искусств (1936), все более крепнущие деловые связи с США, где он дважды успешно концертировал, а в 1939 г. прочел курс лекций по эстетике в Гарвардском университете, - все это побудило его переехать в начале второй мировой войны в Америку. Он обосновался в Голливуде (Калифорния) и в 1945 г. принял американское подданство. Начало парижского периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму, хотя в целом общая картина его творчества была достаточно пестрой. Начав с балета Пульчинелла (1920) на музыку Дж. Перголези, он создает целую серию произведений в неоклассическом стиле: балеты Аполлон Мусагет (1928), Игра в карты (1936), Орфей (1947); оперу-ораторию Царь Эдип (1927); мелодраму Персефона (1938); оперу Похождения повесы (1951); Октет для духовых (1923), Симфонию псалмов (1930), Концерт для скрипки с оркестром (1931) и др. Неоклассицизм Стравинского носит универсальный характер. Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить господство порядка над хаосом . Это характерно для Стравинского, всегда отличавшегося стремлением к строгой рациональной дисциплине творчества, не допускавшей эмоциональных перехлестов. Да и сам процесс сочинения музыки Стравинский осуществлял не по наитию, а ежедневно, регулярно, наподобие человека со служебным временем . Именно эти качества определили особенность следующего этапа творческой эволюции. В 50-60-е гг. композитор погружается в музыку добаховской эпохи, обращается к библейским, культовым сюжетам, а с 1953 г. начинает применять жестко конструктивную додекафонную технику сочинения. Священное песнопение в честь апостола Марка (1955), балет Агон (1957), Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию для оркестра (1960), кантата-аллегория Потоп в духе английских мистерий XV в. (1962), Реквием ( Заупокойные песнопения , 1966) - вот наиболее значительные произведения этого времени. Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе . Одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни Не сосна у ворот раскачалася , использованной ранее в финале балета Жар-птица . Так, завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: У человека одно место рождения, одна родина - и место рождения является главным фактором его жизни . |
Читайте: |
---|
В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ... |
Новые постановки в театрах ЭстонииВ осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм... |
Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зФилармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн... |
Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет... |
АНТОН ФОН ВЕБЕРН (Webern)Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиям... Читать>> |
КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi)Творчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди - одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, ... Читать>> |
ИГНАЦЫ ЯН ПАДЕРЕВСКИЙ (Paderewski)Родился на Подоле (Западная Украина), в местности Куриловка. В 1872 г. он поступает в Варшавский музыкальный институт. Его успехи в игре на фортепиа... Читать>> |