Из жизни великих:

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

Бетховен. Последние годы

News image

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с преж...

Оперы Моцарта

News image

Моцарт говорил, что опера – это настоящее вместилище всех жанров. В переводе это короткое слово, за которым стоит кол...

Закулисье:

Туган Сохиев станет главным дирижером Немецкого симфони

News image

Российский дирижер Туган Сохиев займет пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Маэстро сме...

Итальянцы в России. Театр имени Покровского открывает н

News image

В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского прошел сбор труппы театр...

Авторизация






Чайковский о Вагнере.
Биография и творчество - Вагнер

чайковский о вагнере.

Небольшая заметка П. И. Чайковского о Вагнере, написанная им в 1891 году для нью-йоркской газеты «Морнинг Джернал», дающая оценку творчества Вагнера, является обобщением многочисленных высказываний самого Чайковского и русской передовой музыкально-критической мысли о великом немецком музыканте. Приводим эту заметку: «Меня просят высказать для читателей «Морнинг Джернал» мое мнение о Вагнере. Я это сделаю со всей прямотой и откровенностью. Но должен предупредить их, что вижу в этом вопросе две стороны. Первая -- Вагнер и положение, которое он занимает среди композиторов XIX столетия; и вторая -- вагнеризм. Можно сразу увидеть, что, восхищаясь композитором, я питаю мало симпатии к тому, что является культом вагнеровских теорий. Как композитор, Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно. Он был одарен большой силой музыкального воображения, он открыл новые формы своего искусства; он нашел пути, неизвестные до него; он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом. Но, по моему глубокому и твердому убеждению, он был гением, следовавшим по ложному пути... Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки. Большое и глубокое впечатление в его музыке оставляет мастерская Увертюра, в которой он рисует доктора Фауста, Вступление к «Лоэнгрину», в котором небесные страны Грааля вдохновили его на создание нескольких прекраснейших страниц в современной музыке. «Полет валькирий», «Похоронный марш Зигфрида», голубые волны Рейна в «Золоте Рейна» -- разве все это не симфоническая музыка по своему существу? В Трилогии и в «Парсифале» Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрасных и величественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в состав оркестра.

Что же сказать о вагнеризме? Какие догмы должно исповедать, чтобы быть вагнеристом? Нужно отрицать все, что создано не Вагнером, необходимо игнорировать Моцарта, Шуберта, Шумана, Шопена; нужно проявлять нетерпимость, ограниченность вкусов, узость, экстравагантность.-- Нет! Уважая высокий гений, создавший Вступление к «Лоэнгрину» и «Полет валькирий», преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».

В этой небольшой заметке Чайковского несколько односторонне освещается вопрос о роли вокальной сферы в музыкальных драмах Вагнера; вместе с тем он очень правильно, метко и тонко разграничивает два вопроса: вопрос о Вагнере как о гениальном музыканте-художнике, музыка которого вошла в золотой фонд мировой музыкальной классики, и вопрос о вагнерианстве как о направлении, не желающем видеть теневых сторон в творческой деятельности Вагнера, преклоняющемся перед всем без исключения, что от него исходило, и третирующем все остальное музыкальное искусство. Ясно, что такое некритическое отношение к Вагнеру, тем более свойственная немецкому буржуазно-националистическому музыкознанию прошлого апология реакционных сторон в творческой деятельности Вагнера грубо искажают сложный и противоречивый творческий облик великого немецкого музыканта. Захватывающая сила музыки Вагнера, ее красота, оркестровые, гармонические и полифонические богатства делают творчество Вагнера драгоценным вкладом в мировую музыкальную культуру. «Вагнерианство» же, ставшее знаменем в руках реакционных буржуазных декадентов, ничего общего с подлинным Вагнером, во всей его сложности и противоречивости, не имеет.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Северные цветы расцветут в пяти городах России

News image

С 17 октября по 1 ноября 2010 года в Петербурге, Мурманске, Великом Новгороде и Петрозаводске будет проходить XI Между...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Монюшко Станислав

Монюшко является выдающимся польским дирижером и композитором. Начиная с 1840-го года, он работал в Вильнюсе, а именно церковном органистом, также ...

Читать>>
News image

Матвей Исаакович Блантер

Матвей Исаакович Блантер (1903-1990) - советский композитор. Народный артист РСФСР (1965). Учился в Курском музыкальном училище (по классам фортепиа...

Читать>>
News image

Знаменитая Академия Ференца Листа вновь открывает двери

После масштабных реставрационных работ в Будапеште вновь открыли Академию Ференца Листа. Знаменитое и престижное заведение имеет большое прошлое и не ...

Читать>>