Из жизни великих:

Моцарт (не Википедия) – влияние музыки на развитие чело

News image

Музыка Моцарта, как считают многие специалисты, оказывает влияние на способности человека, в особенности в детском во...

Биография Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Em

News image

Карл Филипп Эммануил Бах (Bach), второй сын И. С. Баха, известный под именем Берлинский или Гамбургский Бах (8.3

Интересные факты из жизни композиторов

News image

В один день Сарасате прочел в газете, что музыкальный критик назвал его настоящим гением. В ответ на это Сарасате ли...

Закулисье:

В Лондоне состоялось открытие фестиваля классической му

News image

В британской столице состоялось открытие 119-го сезона традиционного летнего фестиваля классической музыки как BBC Proms...

В Театре оперы и балета Екатеринбурга — кадровые перест

News image

Новый театральный сезон Екатеринбургский театр оперы и балета встретит во всех смыслах обновлённым. Заканчивается ремо...

Авторизация






Чайковский о Вагнере.
Биография и творчество - Вагнер

чайковский о вагнере.

Небольшая заметка П. И. Чайковского о Вагнере, написанная им в 1891 году для нью-йоркской газеты «Морнинг Джернал», дающая оценку творчества Вагнера, является обобщением многочисленных высказываний самого Чайковского и русской передовой музыкально-критической мысли о великом немецком музыканте. Приводим эту заметку: «Меня просят высказать для читателей «Морнинг Джернал» мое мнение о Вагнере. Я это сделаю со всей прямотой и откровенностью. Но должен предупредить их, что вижу в этом вопросе две стороны. Первая -- Вагнер и положение, которое он занимает среди композиторов XIX столетия; и вторая -- вагнеризм. Можно сразу увидеть, что, восхищаясь композитором, я питаю мало симпатии к тому, что является культом вагнеровских теорий. Как композитор, Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно. Он был одарен большой силой музыкального воображения, он открыл новые формы своего искусства; он нашел пути, неизвестные до него; он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом. Но, по моему глубокому и твердому убеждению, он был гением, следовавшим по ложному пути... Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки. Большое и глубокое впечатление в его музыке оставляет мастерская Увертюра, в которой он рисует доктора Фауста, Вступление к «Лоэнгрину», в котором небесные страны Грааля вдохновили его на создание нескольких прекраснейших страниц в современной музыке. «Полет валькирий», «Похоронный марш Зигфрида», голубые волны Рейна в «Золоте Рейна» -- разве все это не симфоническая музыка по своему существу? В Трилогии и в «Парсифале» Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрасных и величественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в состав оркестра.

Что же сказать о вагнеризме? Какие догмы должно исповедать, чтобы быть вагнеристом? Нужно отрицать все, что создано не Вагнером, необходимо игнорировать Моцарта, Шуберта, Шумана, Шопена; нужно проявлять нетерпимость, ограниченность вкусов, узость, экстравагантность.-- Нет! Уважая высокий гений, создавший Вступление к «Лоэнгрину» и «Полет валькирий», преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».

В этой небольшой заметке Чайковского несколько односторонне освещается вопрос о роли вокальной сферы в музыкальных драмах Вагнера; вместе с тем он очень правильно, метко и тонко разграничивает два вопроса: вопрос о Вагнере как о гениальном музыканте-художнике, музыка которого вошла в золотой фонд мировой музыкальной классики, и вопрос о вагнерианстве как о направлении, не желающем видеть теневых сторон в творческой деятельности Вагнера, преклоняющемся перед всем без исключения, что от него исходило, и третирующем все остальное музыкальное искусство. Ясно, что такое некритическое отношение к Вагнеру, тем более свойственная немецкому буржуазно-националистическому музыкознанию прошлого апология реакционных сторон в творческой деятельности Вагнера грубо искажают сложный и противоречивый творческий облик великого немецкого музыканта. Захватывающая сила музыки Вагнера, ее красота, оркестровые, гармонические и полифонические богатства делают творчество Вагнера драгоценным вкладом в мировую музыкальную культуру. «Вагнерианство» же, ставшее знаменем в руках реакционных буржуазных декадентов, ничего общего с подлинным Вагнером, во всей его сложности и противоречивости, не имеет.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЗАХАРИЙ ПЕТРОВИЧ ПАЛИАШВИЛИ

Великим классиком грузинской музыки называют З. Палиашвили, сравнивая его значение для грузинской культуры с ролью М. Глинки в русской музыке. В его...

Читать>>
News image

Александр Григорьевич Арутюнян

Александр Григорьевич Арутюнян (р. 23 IX 1920, Ереван) - советский композитор. Нар. арт

Читать>>
News image

БЕНДЖАМИН БРИТТЕН (Britten)

Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опирая...

Читать>>