Из жизни великих:

<<Тангейзер>> в Париже.

News image

Закончив <<Тристана и Изольду>>, Вагнер, находившийся еще в положении политического беглеца, начал хлопота...

УЧЕНИКИ САЛЬЕРИ. ЗАКАТ МАСТЕРА. МОЦАРТ И РОМАНТИЗАЦИЯ Г

News image

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал комп...

Годы эмиграции

News image

В первые годы <<швейцарского изгнания>> Вагнер стремился теоретически и философско-эстетически осмыслить с...

Закулисье:

Итальянцы в России. Театр имени Покровского открывает н

News image

В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского прошел сбор труппы театр...

В Бурятии назначен нового художественный руководитель т

News image

Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков представил Антона Лубченко, который с 28 сентября назначен новым художественным...

Авторизация






ФРАНЦ ЛЕГАР (Lehar)
Композиторы - Л

франц легар (lehar)

Франц Легар, сын военного капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки Христины Нейбрандт, родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне. Сюда забросила отца кочевая армейская жизнь. Рождение первенца не могло изменить ее уклада.

В пять лет он не только знал ноты, но мог импровизировать на заданную тему, даже при накрытой полотенцем клавиатуре - трюк, приписываемый маленькому Моцарту. В шесть лет написал песню с собственным текстом, посвятив ее матери. В 1882 году Легар успешно выдержал довольно трудный экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником профессора Ферстера по теории музыки и директора Беневитца по классу скрипки.

В 1884 году полк отца перевели в Прагу. Теперь Франц-младший мог снова жить в семье. На старших курсах консерватории директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком, шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор сблизились. Дворжак сыграл юному другу несколько своих новых композиций. Легар рискнул и, замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это были две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно. Недурно, совсем недурно , - бормотал он. Дойдя до конца последней сонаты, он положил рукопись на стол и веско произнес: Повесь скрипку на гвоздь и будь композитором! Легар, давно уже бравший тайком частные уроки композиции у профессора 3. Фибиха, был окрылен. Он твердо решил бросить консерваторию и заниматься только у Фибиха.

Итак - полная самостоятельность и свобода! Конечно, Легар не хотел и думать о том, чтобы рассчитывать на помощь родителей. Представилась возможность поступать в музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером, на жалованье 150 марок в месяц. Легар считал Бармен - Эльберфельд школой жизни, показавшей ему театр изнутри. Но интенсивная работа не позволяла сочинять. Громадная нагрузка не окупалась маленьким жалованьем. В это время Легару-старшему удалось получить место военного капельмейстера в Вене. Ему нужен был солист-скрипач. Разумеется, он подумал о сыне. Отец и сын отлично сработались. Они разделили между собой дирижерские обязанности. Здесь, в Вене, Легар провел десять месяцев. Он написал несколько небольших сочинений, из которых вальс Чары любви и два марша были изданы. Но желание быть независимым берет верх. Франц, узнав, что освободилось место военного капельмейстера в венгерском городке Лошонце, становится в двадцать лет самым юным капельмейстером в австрийской армии.

Стройный, элегантный, в красивом мундире, с маленькими русыми усиками, Легар покорял сердца обывателей Лошонца и, главным образом, разумеется, их дочек. Занятий ему хватало: помимо своих прямых обязанностей - репетиций и выступлений с оркестром, он основал квартет и давал уроки музыки. Но в нем крепла мечта об опере. Осенью 1893 года он начал сочинять две оперы: Кирасир и Родриго . Ни одна из них не двинулась дальше первых сцен, но молодой композитор, что называется, набил руку, освоив многие технические трудности. Затем родилась Кукушка - первое крупное музыкально-драматическое произведение Легара. Кукушка должна была решить судьбу Франца быть ему композитором или же остаться капельмейстером. В вечер премьеры старый рабочий сцены театра в Лейпциге ободряюще похлопал по плечу трепещущего автора: Поверьте мне, вы будете иметь успех . Это было 27 ноября 1896 года.

Действительно, успех был. Однако Кукушка выдержала не много представлений. После Лейпцига она прошла в Кенигсберге, Будапеште (под названием Татьяна ), наконец в Венской опере. Кукушку постигла странная участь: она нигде не проваливалась и нигде не имела настоящего успеха. После нескольких спектаклей и благоприятных печатных отзывов публика переставала интересоваться оперой, и произведение исчезало с афиши.

1 ноября 1899 года стало одним из звездных часов Франца Легара. Началась его служба в Вене - столице Австро-Венгрии и мировой оперетты, - пока в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка.

Когда его полк должны были перевести из Вены, он, не задумываясь, объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает военную службу. Шел 1902 год. Легар поступил в театр Ан дер Вин дирижером. Но он не оставил мысли о творчестве. Ему хотелось сотрудничать с профессиональным, маститым драматургом. Так он пришел к Виктору Леону - едва ли не самому талантливому и плодовитому театральному писателю того времени, автору либретто многих опер и оперетт. Премьера Венских женщин состоялась в театре Ан дер Вин в ноябре 1902 года. Наутро Легар прочел в газетах, что он - новая величина современной оперетты. Вскоре оперетта Венские женщины пошла в Берлине (под названием Настройщик роялей ) и в Лейпциге, где называлась Ключ от рая . Премьера Решетника состоялась 20 декабря 1902 года. Затем Решетник прошел 225 раз подряд! В 1903 году Легар с Леоном и его соавтором Лео Штейном начали работу над опереттой Божественный супруг . Божественный супруг шел и в других странах, в том числе и в России, но успех его был не долгим.

Аналогичная судьба постигла и следующее произведение, премьера которого прошла в конце того же 1904 года в театре Ан дер Вин , - оперетту Шуточная свадьба . И вот пришло время Веселой вдовы . До последнего момента директор театра Ан дер Вин Карчаг настаивал на том, что музыка Веселой вдовы - это никакая не музыка , премьеру ждет провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из Гейши .

Перед самой премьерой директор предложил Легару отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, лишь бы не позорить театр . Легар со слезами согласился; к счастью, исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться: Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем . Уже первый акт оперетты потряс зрителей, аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация, неслыханная даже в Ан дер Вин , публика потребовала выхода авторов, и на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся Карчаг - поистине опереточная ситуация. Легар победил: Веселая вдова покорила мир. Фольклор против рафинированности, музыкальная наивность против сверхкультуры, экзотика против венского элемента. И все это смешано в едином новом, незнакомо переливающемся общем тоне, который завоевал весь мир (Э Дечей). Мерцающее, тремолирующее облачение в духе Пуччини пронизывает мелодические находки... Даже немузыкальным людям дарует эта музыка чувство мелодии , - писал биограф Легара С. Чех. Эти отзывы дают представление о восприятии музыки Легара его соотечественниками и современниками, воспитанными на старой опереточной школе.

С Веселой вдовой , - писал Легар через несколько лет, - я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях... Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости... Примечательно, что осознание значения Веселой вдовы пришло к нему не сразу. По меньшей мере пять оперетт было написано за это время. Легар упивался пришедшей к нему, наконец, славой - настоящей, мировой славой, со всеми ее последствиями.

Новый крупный успех - оперетта Княжеское дитя , поставленная 7 октября 1909 года в новом Иоганн Штраус-театре , предназначенном специально для оперетты. Легар сходится с драматургами А. Вильнером и Р. Боданским, которые написали для него пьесу Цыганская любовь . Не лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты Граф Люксембург , которую Легар сочинял почти одновременно с Цыганской любовью и написал всего за три недели. Такое возможно только в расцвете творческих сил. Композитор не особенно был доволен своей работой, называл ее неряшливой. Но Карчаг в этот раз оказался прав: Легар вытряс из рукава мелодии, которые на несколько лет завладели миром. Премьера в театре Ан дер Вин была назначена на 12 ноября 1909 года. Легар боялся провала и надеялся только на невнимание зрителей к музыке. Он приятно ошибся. Спектакль имел ошеломляющий успех. Премьера оперетты Цыганская любовь прошла 8 января 1910 года в Карл-театре .

Пресса назвала лейтмотивы Цыганской любви недостаточно своеобразными и упрекнула Легара в чрезмерном эксплуатировании своего таланта. В самом деле - это была его третья премьера в сезоне! Ставили в упрек также недостаток комического элемента. За рубежом успех Цыганской любви был большим, нежели на родине.

Ева ( Фабричная девушка ) - так называлось новое произведение. Надо отдать должное либреттистам: они нашли место и лирике, и танцам, и даже роскоши в наивном социальном контрасте. Музыка Евы , безусловно, удалась Легару. Самые пленительные темы, конечно, отданы героине. Ее мотив открывает увертюру, трансформируясь позже в тему дуэта. Премьера прошла в Ан дер Вин в начале 1914 года, и уже к 8 мая оперетта прошла 100 раз.

Началась Первая мировая война. Для оперетты наступил трудный период. Творческая растерянность чувствовалась и у Легара. Почти десятилетие не появлялось из-под его пера ничего, равного по значению Веселой вдове или Графу Люксембургу . После Евы , несколько растерявшись от упреков в социалистических наклонностях , которых у него явно не замечалось, он покончил с глупостями и комизмом. Композитор начал писать так называемые легариады - оперетты, весьма мало схожие с опереткой , предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью, заканчивающиеся - вещь, запрещенная в оперетке, - несчастливо. Как правило, большого успеха легариады не имели. Достигшего мировой славы композитора обвиняли в том, что он исписался.

Он оказался жестким орешком , не отступил в отличие от Оффенбаха и говорил: Оперетта не умирает... Умирают только те, кто не умеет с ней обращаться, - любители штампов и эпигоны. Каждый настоящий художник - первопроходчик, пробивающий туннель через темные горы к свету. Новый материал, новые люди, новые формы! Я - человек настоящего времени, а все нынешнее время не что иное, как большая мастерская для следующего поколения. Оно перестраивает драму, роман, комедию, почему бы не оперетту? Нет последней волны в искусстве, как нет последней волны в Трауне... Есть только одна инстанция, перед которой я склоняюсь, - это моя совесть. В остальном я позволяю себя ругать и хвалить и делаю то, что должен .

Легар не один преодолевал трудности. В 1923 году он оформил брак с Софи. Уже 20 лет они были вместе, проверили глубокую взаимную привязанность и пришли к решению. Друзья справедливо уверяли, что Легар женился для того, чтобы быть свободным . Софи умела незаметно заботиться о нем, ни в чем его не стесняя. Легара ожидал новый взлет. Хотя мало кто сейчас помнит о написанных им произведениях после 1920 года. Однако оперетты Паганини (1925), Царевич (1927), Фридерика (1928), Страна улыбок (1928), Джудита (1934) живут хотя бы потому, что в отдельных мелодиях Легар не сошел с пьедестала, а поднялся выше. Пусть как бы для концерта, для исполнения их замечательным певцом Рихардом Таубером создал он арии Паганини и Су-Хонга, мелодии эти продолжают звучать, радуя человечество. До слез трогательный вальс Джудиты из одноименной оперетты исполнялся уже не Таубером, и все же это - одна из вершин опереточной музыки. 17 ноября 1929 года стало апогеем новой славы Легара. В этот день на четырех сценах Берлина было дано девять легаровских спектаклей. В день шестидесятилетия Легара, 30 апреля 1930 года, с 8 до 9 часов вечера по всей Австрии был объявлен легаровскии час: по радио, в дансингах и концертах исполнялись только его произведения. Легар в это время находился в Баден-Бадене. Он получил поздравления со всех концов света. Вена встретила его пышными юбилейными празднествами и банкетами.

За успехом творческим пришел и успех финансовый. В 1931 году Легар купил в Вене просторный дворец постройки 1740 года, принадлежавший моцартовскому либреттисту Людвигу Шиканедеру. Здесь композитор и жил до самой смерти. Легар умер 24 октября 1948 года в 3 часа дня.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де

News image

16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ...

В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску

News image

24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ...

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ВИТОЛЬД ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski)

Польский композитор и дирижер. Витольд Лютославский прожил долгую и насыщенную творческую жизнь; до преклонных лет он сохранил высочайшую требовател...

Читать>>
News image

ДЖОН АДАМС (Adams)

Американский композитор и дирижер; ведущий представитель стиля, в котором т.н. минимализм (характерные черты – лаконизм фактуры, повторность элемент...

Читать>>
News image

Мусоргский Модест

Модест Петрович Мусоргский относился к ряду дерзновенных новаторов XIX столетия. Он не только гениальный композитор, но и человек, который далеко опер...

Читать>>