Из жизни великих:

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери,...

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ МОЦАР

News image

В 1995 г. нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его коллега – психолог Френсис Раушер – опуб...

ЛУННАЯ СОНАТА БЕТХОВЕНА

News image

Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было ...

Закулисье:

Туган Сохиев станет главным дирижером Немецкого симфони

News image

Российский дирижер Туган Сохиев займет пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Маэстро сме...

Музыкальные критики называют Елену Симонянц «Рихтером в

News image

ЭТОТ сольник в зале столичной филармонии, состоявшийся намедни, был уникален прежде всего подбором композиторов. Редко...

Авторизация






ЭРНЕСТ АМЕДЕ ШОССОН (Chausson)
Композиторы - Ш

эрнест амеде шоссон (chausson)

Французский композитор. Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С. Франка. С 1889 был секретарём Национального музыкального общества. Уже ранние произв. Ш., прежде всего вок. циклы (7 песен на сл. Ш. Леконта де Лиля, А. Сильвестра, Т. Готье и др., 1879-82), обнаруживают его склонность к утончённой, мечтательной лирике. Для музыки Ш. характерны ясность, простота выражения, изысканность колорита. В ранних соч. заметно воздействие Массне (4 песни на сл. М. Бушора, 1882-88, и др.), позже - Р. Вагнера: симф. поэма Вивиана (1882), опера Король Артюс (1886-1895), написанные на сюжеты легенд т. н. артуровского цикла (благодаря чему аналогия с творчеством Вагнера особенно явственна). Однако в разработке сюжета оперы Ш. далёк от пессимистич. концепции Тристана и Изольды . Композитор отказался от развёрнутой системы лейтмотивов (основой развития служат четыре муз. темы), доминирующей роли инстр. начала. В ряде соч. Ш. несомненно также влияние творчества Франка, проявившееся прежде всего в 3-частной симфонии (1890), в её принципах структуры и мотивного развития; вместе с тем рафинированно-блеклый орк. колорит, лирич. интимность (2-я часть) свидетельствуют об увлечении Ш. музыкой молодого К. Дебюсси (знакомство с к-рым в 1889 перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти Ш.). Мн. произв. 90-х гг., напр. цикл Теплицы ( Les serres chaudes , на сл. M. Метерлинка, 1893-96), с их сдержанной речитацией, изысканно-неустойчивым гармонич. языком (широкое использование модуляций), тонкостью звуковой палитры, можно отнести к раннему импрессионизму. Особенную известность приобрела Поэма для скрипки с оркестром (1896), высоко оценённая Дебюсси и исполняемая многими скрипачами.

Сочинения: оперы - Прихоти Марианны (Les caprices de Marianne, по пьесе А. де Мюссе, 1884), Елена (по Ш. Леконту де Лилю, 1886), Король Артюс (Le roi Arthus, либр. Ш., 1895, пост. 1903, т-р Де ла Монне , Брюссель); кантата Араб (L'arabe, для скр., муж. хора и орк., 1881); для орк.- симфония B-dur (1890), симф. поэмы Вивиана (1882, 2-я ред. 1887), Одиночество в лесу (Solitude dans les bois, 1886), Праздничный вечер (Soir de fкte, 1898); Поэма Es-dur для скр. с орк. (1896); Ведический гимн для хора с орк. (Hymne vйdique, сл. Леконта де Лиля, 1886); для жен. хора фп. Свадебная песнь (Chant nuptial, сл. Леконта де Лиля, 1887), Погребальная песнь (Chant funиbre, сл. У. Шекспира, 1897); для хора a cappella - Жанна д'Арк (лирич. сцена для солиста и жен. хора, 1880, возможно, фрагмент неосуществлённой оперы), 8 мотетов (1883-1891), Баллада (сл. Данте, 1897) и др.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио g-moll (1881), фп. квартет (1897, закончен В. д'Энди), струн. квартет c-moll (1899, не окончен); концерт для скр., фп. и струн. квартета (1891); для фп. - 5 фантазий (1879-80), сонатина F-dur (1880), Пейзаж (Paysage, 1895), Несколько танцев (Quelques danses, 1896); для голоса с орк. - Поэма любви и моря (Poиme de l'amour et de la mer, сл. Бушора, 1892), Вечная песнь (Chanson perpйtuelle, сл. Ж. Кро, 1898); для голоса с фп. - песни (св. 50) на сл. Леконта де Лиля, Т. Готье, П. Бурже, Бушора, П. Верлена, Метерлинка, Шекспира и др.; 2 дуэта(1883); музыка к спектаклям драм. т-ра - Буря Шекспира (1888, Пти театр де марионет , Париж), Легенда о св. Цецилии Бушора (1892, там же), Птицы Аристофана (1889, не пост.).

Письма: Dix lettres d'Ernest Chausson а Cl. Debussy (1893-1894), (йditeur F. Lesure), Revue de musicologie , 1962, v. 48, Juillet - dйcembre.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

Популярные статьи о композиторах:

News image

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛЯПУНОВ

Русский композитор и пианист. Родился 18 (30) ноября 1859 в Ярославле в семье ученого-астронома (старший брат – Александр Ляпунов – математик, член-...

Читать>>
News image

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН

19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету Павильон Армиды , которым открылся первый балетный Русский сезон , организова...

Читать>>
News image

ЭЖЕН ИЗАИ (Ysaye)

Э. Изаи был последним наряду с Ф. Клейслером виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипач...

Читать>>