АДОЛЬФ ШАРЛЬ АДАН (Adam) |
Композиторы - А |
Автор всемирно известного балета Жизель А. Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых Дева Дуная , Корсар , Фауст ). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки. Адан родился в семье пианиста, профессора Парижской консерваторий Л. Адана. Известность отца была довольно большая, среди его учеников - Ф. Калькбреннер и Ф. Герольд. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Тем не менее он получил музыкальное образование в Парижской консерватории. Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдье - одним из ведущих французских композиторов того времени. Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс. Успехи молодого композитора были настолько значительны, что в 1825 г. он получил Римскую премию. Адана и Буальдье связывали глубокие творческие контакты. По эскизам своего учителя Адан написал увертюру к самой известной и популярной опере Буальдье Белая дама . В свою очередь Буальдье угадал в Адане призвание к театральной музыке и посоветовал ему в начале обратиться к жанру комической оперы. Первая комическая опера Адана была написана в 1829 г. на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I. Опера называлась Петр и Екатерина . Наибольшую известность и популярность снискали оперы, появившиеся в последующие годы: Хижина (1834), Почтальон из Лонжюмо (1836), Король из Ивето (1842), Калиостро (1844). Композитор писал очень много и быстро. Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, - писал Адан, - я сочинил Хижину за пятнадцать дней, Жизель - за три недели и Если бы я был королем - за два месяца . Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его балета Жизель (либр. Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом т. н. французского романтического балета. С балетом Адана связаны имена замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и нежный образ Жизели. Имя Адана было хорошо известно в России. Еще в 1839 г. он приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою ученицу - известную певицу Шери-Куро. В Петербурге царило увлечение балетом. На сцене выступала Тальони. Композитор был свидетелем успеха танцовщицы в главной партии его балета Дева Дуная . Оперный театр произвел на Адана двойственное впечатление. Он отмечал недостатки оперной труппы и лестно отзывался о балете: ...Здесь все поглощают танцы. И к тому же, так как в Петербург почти никогда не приезжают иностранные певцы, местные артисты лишены знакомства с хорошими образцами. Успех певицы, которую сопровождаю, был поэтому громаден... Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Балет Жизель был поставлен в Петербурге в 1842 г., через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров. В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки. Поссорившись с директором театра Opera Comique, Адан решил открыть собственное театральное предприятие под названием Национальный театр. Он просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был, для того чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к композиции. В эти же годы (1847-48) появляются в печати его многочисленные фельетоны и статьи, а с 1848 г. он становится профессором Парижской консерватории. Среди сочинений этого периода - ряд опер, поражающих разнообразием сюжетов: Тореадор (1849), Жиральда (1850), Нюрнбергская кукла (по новелле Т. А. Гофмана Песочный человек - 1852), Будь я король (1852), Фальстаф (по В. Шекспиру - 1856). В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов Корсар . С литературным талантом композитора русская публика имела возможность познакомиться на страницах Театрального и музыкального вестника, опубликовавшего в 1859 г. на своих страницах фрагменты из воспоминаний композитора. Музыка Адана составляет одну из ярких страниц музыкальной культуры XIX в. Не случайно К. Сен-Санc писал: Где чудные дни Жизели и Корсара ?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен . |
Читайте: |
---|
Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале СеКамерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со... |
Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится... |
15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор... |
Филармония заменит Большой зал консерватории КонцертнымМосковская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен... |
Владимир Фёдорович ОдоевскийВладимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - князь - русский писатель, философ, музыкальный теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянс... Читать>> |
КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (Weber)Мир - в нем творит композитор! - так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер - выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполни... Читать>> |
Гуно ШарльШарль Гуно является автором всемирно известной оперетты под названием «Фауст», которая сейчас занимает одно из почетных мест среди композиторов XIX... Читать>> |