Из жизни великих:

Биография Ганса фон Бюлова (Hans von Bulow)

News image

Ганс (Гвидо) барон фон Бюлов (Hans von Bulow) (8.1.1830, Дрезден, - 12.2

Биография Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bac

News image

Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. М...

Случаи из жизни Моцарта

News image

простодушный Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, которы...

Закулисье:

Липецкий симфонический оркестр обрёл нового дирижёра

News image

Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков. Как р...

В ноябре месяце пройдет третий Международный конкурс ко

News image

Начиная с первого и по третье ноября, в 2013-м году будет проходить по счету третий Международный конкурс композито...

Очистка канализационных труб. Как производится очистка труб prochistka.dp.ua. . Аренда пледов для мероприятий взять напрокат другой текстиль плед.

Авторизация






Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven). Великий композитор
Биография и творчество - Бетховен

людвиг ван бетховен (ludwig van beethoven). великий композитор


Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн - 26.3.1827, Вена) - немецкий композитор. Способности к музыке Бетховен проявил очень рано, и ему еще не исполнилось 8 лет, когда он стал выступать в концертах как клавесинист. Первые уроки музыки ему преподавал отец, служивший певчим в капелле боннского курфюрста; но музыкальные занятия будущего композитора в детстве были омрачены бездушным отношением отца, поставившего целью извлечение материальной выгоды из выдающегося дарования ребенка.

Общее образование Бетховена ограничилось лишь низшей школой, и в 11 лет он уже был определен на службу помощником органиста боннской капеллы. Здесь он встретился с превосходным и чутким учителем - композитором и органистом К. Г. Нефе. В 1782 году увидело свет первое из написанных сочинений композитора - 9 вариаций для клавира на тему марша Е. К. Дреслера.

В возрасте 16 лет Бетховен посетил Вену. Ему довелось тогда сыграть свои импровизации Моцарту, который выразил восхищение дарованием юноши. Вскоре по возвращении на родину Бетховен пережил глубокое потрясение - кончину горячо любимой матери. Отец, и раньше страдавший алкоголизмом, теперь еще больше пристрастился к вину. На юношу легла забота о куске хлеба не только для себя, по и для двух маленьких братьев. В эти годы важное значение для него имела моральная поддержка, которую он нашел в семействе Брейнингов.

Восполняя пробелы общего образования, Бетховен совмещал службу в должности органиста и альтиста театрального оркестра не только с сочинением музыки, но и с изучением иностранных языков, античной мифологии, классической и современной литературы. В 1789 году он стал студентом философского факультета Боннского университета. Революционные идеи свободы, равенства и братства оказали огромное влияние на формирование мировоззрения композитора. Многие его произведения напоены героическим пафосом борьбы за справедливое переустройство мира.

Осенью 1792 года Бетховен навсегда покинул Бонн и отправился в Вену для совершенствования под руководством И. Гайдна. Сохранившиеся учебные тетради Людвига Бетховена свидетельствуют о большом значении, которое он придавал овладению теорией композиции (он брал в Вене уроки не только у Гайдна, но также у И. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери). Являясь смелым новатором в музыкальном искусстве, Бетховен в то же время с подлинным уважением относился к высоким традициям прошлого. Так, И. С. Баха он называл бессмертным богом гармонии , чье искусство неисчерпаемо, как океан . Преклонялся он и перед Генделем, Глюком, Моцартом.

В марте 1795 года состоялись два первых открытых выступления Бетховена в венском городском театре (одно из них в пользу вдовы Моцарта). Вдохновенный импровизатор, он вскоре завоевал ведущее место среди венских композиторов-пианистов. Но консервативные критики, не понимая яркой новизны его стиля, нередко упрекали Бетховена в излишней смелости и нарочитой оригинальности.

За первое десятилетие пребывания в Вене Бетховен создал целый ряд замечательных произведений в различных жанрах, в т. ч. Патетическую и Лунную фортепианные сонаты, первые квартеты, Аделаиду , 1-ю и 2-ю симфонии. Но еще не достигнув и 30 лет, композитор заболел тяжелым недугом, который стал для него величайшей трагедией жизни, - он начал терять слух. По признаниям Бетховена, он был близок к тому, чтобы покончить с собой. Только любовь к искусству и высокое сознание общественного долга удержали художника от рокового шага. Он с удвоенной энергией собрал свои творческие силы, чтобы схватить судьбу за глотку , и вышел победителем из смертельно опасного кризиса.

В 1803 году прозвучала Крейцерова соната, а в 1804 году - Героическая симфония - произведение грандиозное по замыслу и по масштабам, в котором, как писал А. Серов, веяние свободы воспето со всею достодолжной чистотой, строгостью и даже суровостью героической мысли . В 1805 году увидела свет опера Фиделио , в которой прославлен подвиг, совершенный бесстрашной женщиной во имя справедливости, во имя спасения мужа от темных сил тирании и реакции. В том же году была создана и соната Арраssionata - одно из самых гениальных творений мирового искусства. Около 4 лет (1804-1808) продолжалась работа Бетховен над знаменитой 5-й симфонией, идейное содержание которой можно выразить словами: от мрака к свету, через борьбу к победе. (Как и в ряде других сочинений композитора, - в 5-й симфонии отчетливо проступают интонационные связи с музыкой французской революции).

По меткому определению Н. Я. Мясковского, миропонимание Бетховена - захватывающий оптимизм с социальной окраской . Действительно, Бетховен воспел радость как утверждение жизни. Радость, обретаемая человеком в борьбе за идеал человечества, - такова основная концепция бетховенской музыки. Чтобы представить себе глубину и размах воплощения этой концепции, достаточно сопоставить друг с другом первые части и финалы 5-й и 9-й симфоний или вступление и заключение увертюры к Эгмонту Гёте. Сказанное относится не только к произведениям с триумфальным апофеозом. Медленная часть сонаты ор. 111 представляет собой совсем иную картину. Но и здесь воспевается счастливый мир, достигнутый в результате борьбы, развернувшейся в полной трагизма первой части. Не случайно гётевский Эгмонт был одним из любимых героев Бетховена, как не случайно и то, что Appassionata была вдохновлена образом шекспировского Просперо - образом человека, который силой воли, науки и фантазии сумел победить стихию, проявил необычайную выдержку в преодолении чудовищных препятствий и обрел высшую радость в надежде на светлое будущее.

Демократическая основа бетховенского творчества нашла своеобразное отражение и в том исключительном внимании, которое он уделял изучению и обработке народных песен. Он аранжировал для голоса с сопровождением трио мелодии песен: шотландских и ирландских; немецких, австрийских и швейцарских; итальянских, тирольских и испанских; датских и шведских; русских и польских; венгерских и украинских (многие из них впервые опубликованы лишь в 1941 году, в т. ч. аранжировки русских песен Во лесочке комарочков много уродилось , Ах, реченьки, реченьки , Как пошли наши подружки и украинской песни Ехав козак за Дунай ). Темы русских народных песен и танцев Бетховен использовал также и в ряде своих оригинальных сочинений, например, в финалах двух квартетов ор. 59. Но особо примечательно то, что и свои собственные музыкальные темы он нередко вполне сознательно приближал к характеру народных напевов. Примерами могут служить так называемая венгерская вариация финала Героической симфонии, скерцо из сонаты ор. 31 № 3, наконец - венчающая симфоническое творчество композитора хоровая тема финала 9-й симфонии, написанная на текст оды Шиллера К радости .

В последние годы жизни Бетховена к невзгодам, вызванным болезнью, добавились постоянные заботы и беспокойные хлопоты о племяннике (Карле). С 1818 года глухой композитор был вынужден пользоваться тетрадями, в которых его собеседники писали свои обращения к нему и отвечали на его вопросы. Эти разговорные тетради служат важным дополнением к письмам и дневникам композитора. В частности, они показывают, что до последних дней своей жизни Людвиг Бетховен оставался верен высокому идеалу социального равенства людей.

Творчество Бетховена сыграло исключительно важную роль в истории музыки. Как никто из композиторов, творивших до него, он постиг заключенные в музыке возможности отражения процессов развития как борьбы и единства противоположностей. Этим постижением обусловлен свойственный бетховенской музыке глубокий драматизм жизненных конфликтов. Красота формы выступает в его сочинениях совершенно неотделимо от правдивого и всестороннего раскрытия явлений действительности, от воплощения высоких помыслов и идеалов человечества.

Задачу искусства Бетховен видел в беззаветном служении народу. Стремясь к общедоступности инструментальной музыки, он приблизил ее язык к интонациям разговорной речи. Отсюда проистекают такие специфичные черты бетховенского стиля, как говорящая мелодика , предельная рельефность построений и выразительность цезур между ними, отчетливость тональных планов и бесконечное богатство тончайших модуляций. Большинству своих произведений композитор не предпослал литературных разъяснений ( Пасторальная симфония представляет одно из немногих исключений из общего правила). Но почти в каждом из крупных сочинений Бетховена всегда ощутима программно-идейная основа. Мужественный человек из народа, обладающий неиссякаемой творческой энергией и непримиримый в борьбе со злом, - таков главный бетховенский герой. В этом художественном образе получила ярчайшее выражение революционная героика современной Бетховену эпохи.

Произведения Бетховена и поныне продолжают звучать с концертных эстрад всего мира. Популярность бетховенской музыки не только не уменьшается, но непрерывно возрастает. Призыв к единению людей, звучащий в 9-й симфонии, а также и в других его гениальных творениях, вдохновляет народы мира в священной борьбе за мир и демократию.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ВИТОЛЬД ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski)

Польский композитор и дирижер. Витольд Лютославский прожил долгую и насыщенную творческую жизнь; до преклонных лет он сохранил высочайшую требовател...

Читать>>
News image

Тадеуш Пацёркевич (Paciorkiewicz)

Тадеуш Пацёркевич (Paciorkiewicz) (р. 17 X 1916, Серпц) - польский композитор, органист и педагог. Учился у Б. Рутковского (орган, 1936, 1939-43) и ...

Читать>>
News image

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК (Gluck)

К. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии

Читать>>