Из жизни великих:

Lucio Silla

News image

Юношескую оперу Моцарта о римском диктаторе Луции Сулле поставил в театре Ла Фениче Юрген Флимм — нынешний художест...

Увертюра <<Фауст>>.

News image

Увертюра <<Фауст>> Вагнера принадлежит к наиболее выдающимся произведениям раннего периода его творчеств...

Рихард Вагнер (Richard Wagner). Полет над гнездом вальк

News image

195 лет назад 22 мая в семье чиновника Карла Фридриха и дочери мельника Иоганны Розины родился самый успешный оперн...

Закулисье:

Городской камерный оркестр даст юбилейный концерт в чес

News image

Юбилейный концерт, который задумал Брянский городской камерный оркестр, будет называться «20-ть лет в ваших сердцах», и ...

Музыка Моцарта помогает улучшать работу мозга

News image

Японские и американские исследователи выяснили, что прослушивание менуэта Моцарта отлично помогает концентрироваться на ...

Авторизация






Биография Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven)
Биография и творчество - Бетховен

биография людвига ван бетховена (ludwig van beethoven)


Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена). Немецкий композитор, представитель венской классической школы. Учился у своего отца, певчего Придворной капеллы в Бонне, и у придворного органиста Нефе (с 1780 года). В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе; тогда же вышла из печати его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 году посетил в Вене Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в музыкальной столице Европы было коротким (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн). В 1789 году Бетховен поступил на философский факультет Боннского университета, но проучился там недолго. Окончательный переезд Бетховена в Вену состоялся в 1792 году.

В Вене Бетховен совершенствовался в композиции сначала у Гайдна (с которым у него отношения не сложились), затем у Шенка, Альбрехтсбергера и Сальери. До 1794 года он пользовался финансовой поддержкой курфюрста Кёльнского, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии. Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: 3 фортепианных трио соч. 1 и 3 сонаты для фп. соч. 2. По отзывам слушателей, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано. До 1802 гоад Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в т. ч. Патетическую сонату (1798) и так называемую Лунную сонату (1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть - менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 годами были написаны также первые 3 фортепианных концерта, 2 симфонии, 6 квартетов (соч. 18), 8 скрипичных и 2 виолончельные сонаты, множество др. камерно-ансамблевых сочинений. Смолоду Бетховен поражал и восхищал современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения, неутомимым стремлением к новому.

В конце 1790-х годов у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 года он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь в деревне Хайлигенштадт под Веной, Бетховен составил для своих братьев документ крайне пессимистического содержания, известный как Хайлигенштадтское завещание . Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый - так называемый средний - период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803 году, а конец к 1812 году, ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии - Героическая ; первоначально Бетховен предполагал посвятить ее НаполеонуБонапарту. Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее знаменитым мотивом судьбы , опера Фиделио на сюжет о плененном борце за справедливость, выдержанная в традициях французской оперы спасения, 5-й фортепианный концерт, увертюры Кориолан и Эгмонт , Крейцерова соната для скрипки и фортепиано (особенно ее первая часть), фортепианная соната Аппассионата , цикл 32 вариаций c-moll для фортепиано.

Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентной интенсивностью мотивного развития, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, тональными, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-1812 годов, которые не относятся к собственно героической > линии: Четвертой, Шестой ( Пасторальной симфонии ), Седьмой и Восьмой симфониям, 4-му концерту для фортепиано и Концерту для скрипки с оркестром, Вальдштейновской сонате для фортепиано, трем струнным квартетам соч. 59, посвященным графу Разумовскому (по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы), Эрцгерцог-трио для фортепиано, скрипки и виолончели и др.

К середине 1800-х годов Бетховен пользовался всеобщим признанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 году он дал свой, по существу, последний концерт в качестве пианиста (благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, т. к. к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда Бетховена, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за наполеоновских войн. Тем не менее Бетховен остался в Вене, где до конца жизни пользовался покровительством своего вельможного ученика и друга эрцгерцога Рудольфа.

В 1813-1815 годах Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством брачных планов. К тому же в 1815 году на плечи Бетховена легла забота о племяннике (сыне умершего брата), который обладал весьма трудным характером; по вопросам осуществления опеки Бетховен был вынужден судиться с вдовой брата. Вскоре начался новый - условно говоря, поздний - период творчества Бетховена. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат, Тридцать три вариации на вальс А. Диабелли, Торжественная месса, Девятая симфония и 6 струнных квартетов.

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия. Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен будто бы воскликнул: Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение! ). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что отчасти связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы - огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Шиллера К радости . Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей. Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.

В 1820-х годах слава Людвига ван Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Санкт-Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер (от цирроза печени), в последний путь его провожало около 10000 человек.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классич

News image

В республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты...

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Тамберг Эйно Мартинович

Тамберг Эйно Мартинович - это эстонский композитором советского времени. В качестве его дипломной работы была создана оратория од названием «За свобо...

Читать>>
News image

Монтеверди Клаудио Джованни Антонио

Монтеверди был итальянским композитором. Вместе с Мантуанским он отправился путешествовать по Европе, где и познакомился с новой европейской музыко...

Читать>>
News image

ГИЯ КАНЧЕЛИ

Оригинальность музыки Г. Канчели, которому посвящены приведенные строки, - в сочетании предельной открытости стиля с его строжайшей избирательностью...

Читать>>