Из жизни великих:

Биография Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Em

News image

Карл Филипп Эммануил Бах (Bach), второй сын И. С. Баха, известный под именем Берлинский или Гамбургский Бах (8.3

Волшебная Флейта

News image

«Волшебная флейта» одно из поистине интригующих произведений Моцарта. Оно было создано им в 1791 году при содействии ...

Происхождение. Детство и юность

News image

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фла...

Закулисье:

Кирилл Рыбаков и Пётр Айду дадут концерт в Консерватори

News image

24 июня 2010 года, в четверг в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковс...

Воронежский симфонический оркестр открыл юбилейный сезо

News image

10 сентября Академический симфонический оркестр Воронежской филармонии открыл свой 85-й концертный сезон. Как сообщ...

Авторизация






Биография Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven)
Биография и творчество - Бетховен

биография людвига ван бетховена (ludwig van beethoven)


Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена). Немецкий композитор, представитель венской классической школы. Учился у своего отца, певчего Придворной капеллы в Бонне, и у придворного органиста Нефе (с 1780 года). В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе; тогда же вышла из печати его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 году посетил в Вене Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в музыкальной столице Европы было коротким (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн). В 1789 году Бетховен поступил на философский факультет Боннского университета, но проучился там недолго. Окончательный переезд Бетховена в Вену состоялся в 1792 году.

В Вене Бетховен совершенствовался в композиции сначала у Гайдна (с которым у него отношения не сложились), затем у Шенка, Альбрехтсбергера и Сальери. До 1794 года он пользовался финансовой поддержкой курфюрста Кёльнского, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии. Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: 3 фортепианных трио соч. 1 и 3 сонаты для фп. соч. 2. По отзывам слушателей, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано. До 1802 гоад Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в т. ч. Патетическую сонату (1798) и так называемую Лунную сонату (1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть - менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 годами были написаны также первые 3 фортепианных концерта, 2 симфонии, 6 квартетов (соч. 18), 8 скрипичных и 2 виолончельные сонаты, множество др. камерно-ансамблевых сочинений. Смолоду Бетховен поражал и восхищал современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения, неутомимым стремлением к новому.

В конце 1790-х годов у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 года он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь в деревне Хайлигенштадт под Веной, Бетховен составил для своих братьев документ крайне пессимистического содержания, известный как Хайлигенштадтское завещание . Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый - так называемый средний - период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803 году, а конец к 1812 году, ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии - Героическая ; первоначально Бетховен предполагал посвятить ее НаполеонуБонапарту. Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее знаменитым мотивом судьбы , опера Фиделио на сюжет о плененном борце за справедливость, выдержанная в традициях французской оперы спасения, 5-й фортепианный концерт, увертюры Кориолан и Эгмонт , Крейцерова соната для скрипки и фортепиано (особенно ее первая часть), фортепианная соната Аппассионата , цикл 32 вариаций c-moll для фортепиано.

Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентной интенсивностью мотивного развития, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, тональными, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-1812 годов, которые не относятся к собственно героической > линии: Четвертой, Шестой ( Пасторальной симфонии ), Седьмой и Восьмой симфониям, 4-му концерту для фортепиано и Концерту для скрипки с оркестром, Вальдштейновской сонате для фортепиано, трем струнным квартетам соч. 59, посвященным графу Разумовскому (по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы), Эрцгерцог-трио для фортепиано, скрипки и виолончели и др.

К середине 1800-х годов Бетховен пользовался всеобщим признанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 году он дал свой, по существу, последний концерт в качестве пианиста (благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, т. к. к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда Бетховена, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за наполеоновских войн. Тем не менее Бетховен остался в Вене, где до конца жизни пользовался покровительством своего вельможного ученика и друга эрцгерцога Рудольфа.

В 1813-1815 годах Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством брачных планов. К тому же в 1815 году на плечи Бетховена легла забота о племяннике (сыне умершего брата), который обладал весьма трудным характером; по вопросам осуществления опеки Бетховен был вынужден судиться с вдовой брата. Вскоре начался новый - условно говоря, поздний - период творчества Бетховена. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат, Тридцать три вариации на вальс А. Диабелли, Торжественная месса, Девятая симфония и 6 струнных квартетов.

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия. Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен будто бы воскликнул: Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение! ). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что отчасти связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы - огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Шиллера К радости . Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей. Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.

В 1820-х годах слава Людвига ван Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Санкт-Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер (от цирроза печени), в последний путь его провожало около 10000 человек.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в з

News image

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн...

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН (Haydn)

Творческий путь Й. Гайдна - великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л

Читать>>
News image

Александр Серов

Александр Николаевич Серов является композитором, певцом, аранжировщиком, Народным артистом России и Заслуженным артистом РФ. Услышать его творения ...

Читать>>
News image

Сметана Бриджих

Сметана был чешским дирижером, композитором, музыкально-общественным деятелем и пианистом. Его отец обучил игре на скрипке, после чего на фортепиано...

Читать>>