НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН |
Композиторы - Ч |
19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету Павильон Армиды , которым открылся первый балетный Русский сезон , организованный талантливым пропагандистом русского искусства С. Дягилевым. Создателями Павильона Армиды , на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, художник А. Бенуа и композитор и дирижер Н. Черепнин. Ученик Н. Римского-Корсакова, близкий друг А. Глазунова и А. Лядова, член известного содружества Мир искусства , музыкант, получивший признание многих своих выдающихся современников, в числе которых были С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, З. Палиашвили, М. Баланчивадзе, А. Спенднаров, С. Василенко, С. Кусевицкий, М. Равель, Г. Пьерне. Ш. Монте и др., - Черепнин вписал в историю русской музыки XX в. одну из блестящих страниц как композитор, дирижер, пианист, педагог. Черепнин родился в семье известного петербургского медика, личного врача Ф. Достоевского. Семья Черепниных отличалась широкими художественными интересами: отец композитора знал, например, М. Мусоргского и А. Серова. Черепнин окончил Петербургский университет (юридический факультет) и Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. Римского-Корсакова). До 1921 г. вел активную творческую жизнь как композитор и дирижер ( Русские симфонические концерты , концерты Русского музыкального общества, летние концерты в Павловске, Исторические концерты в Москве; дирижер Мариинского театра в Петербурге, оперного театра в Тифлисе, в 1909-14 гг. дирижер Русских сезонов в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине). Огромен вклад Черепнина в музыкальную педагогику. Будучи в 190518 гг. преподавателем (с 1909 г.профессором) Петербургской консерватории, он основал первый в России класс дирижирования. Его ученики - С. Прокофьев, Н. Малько, Ю. Шапорин, В. Дранишников и ряд других выдающихся музыкантов - в своих воспоминаниях посвятили ему слова любви и благодарности. Велики заслуги Черепнина и перед грузинской музыкальной культурой (в 1918-21 гг. он был директором Тифлисской консерватории, выступал как симфонический и оперный дирижер). С 1921 г. Черепнин жил в Париже, основал там Русскую консерваторию, сотрудничал с балетным театром А. Павловой, гастролировал как дирижер во многих странах мира. Творческий путь Н. Черепнина продолжался более полувека и был ознаменован созданием свыше 60 опусов музыкальных сочинений, редактур и обработок произведений других авторов. В творческом наследии композитора, представленном всеми музыкальными жанрами, есть произведения, в которых продолжены традиции Могучей кучки и П. Чайковского; но есть (и их большинство) произведения, примыкающие к новым художественным течениям XX в., более всего к импрессионизму. Они очень оригинальны и являются новым словом для русской музыки той эпохи. Центр творчества Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них - Павильон Армиды (1907), Нарцисс и Эхо (1911), Маска красной смерти (1915) - были созданы для Русских сезонов . Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью французских импрессионистов К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, а из русских художников с картинами одного из наиболее музыкальных художников того времени В. Борисова-Мусатова. Некоторые из произведений Черепнина написаны на темы русских сказок (симфонические поэмы Марья Моревна , Сказка про царевну Улыбу , Зачарованная птица, Золотая рыбка ). Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти Н. Римского-Корсакова, симфоническая поэма Судьба (по Э. По), Вариации на тему солдатской песни Соловей, соловей, пташечка , Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд Принцесса Греза (по Э. Ростану), симфоническая поэма Макбет (по В. Шекспиру), симфоническая картина Зачарованное царство (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия Из края в край (по одноим. философскому ст. Ф. Тютчева), Сказка о рыбаке и рыбке (по А. Пушкину). Написанные за рубежом в 30-х гг. оперы Сват (по пьесе А. Островского Бедность не порок ) и Ванька-ключник (по одноим. пьесе Ф. Сологуба) - интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в. Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре ( Песнь Сафо и ряд духовных сочинений a cappella, в т. ч. Хождение богородицы по мукам на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах ( Ночь на ст. В. Юрьева-Дрентельна, Старая песня на ст. А. Кольцова, хоры на ст. поэтов-народовольцев И. Пальмина ( Не плачьте над трупами павших борцов ) и И. Никитина ( Медленно движется время ). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов - от философской лирики ( Трубный глас на ст. Д. Мережковского, Думы и волны на ст. Ф. Тютчева) до картин природы ( Сумерки на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен ( Венок Городецкому ) до сказки ( Фейные сказки на ст. К. Бальмонта). Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную Азбуку в картинках с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки ( Мельник-колдун, обманщик и сват М. Соколовского, Сорочинская ярмарка М. Мусоргского и др.). Долгие десятилетия имя Черепнина не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих русских художников, после революции оказавшихся за рубежом. Сейчас творчество композитора наконец заняло подобающее ему место в истории отечественной музыкальной культуры; изданы несколько симфонических партитур и книга его мемуаров, готовится к выпуску Сонатина ор. 61 для духовых, ударных и ксилофона, ждет своего возрождения шедевр Н. Черепнина и М. Фокина балет Павильон Армиды |
Читайте: |
---|
Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т![]() 16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери![]() Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
Конкурс юных скрипачей![]() До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое.... |
Музыкальные «Кружева» в Вологде![]() «Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во... |
Мусоргский МодестМодест Петрович Мусоргский относился к ряду дерзновенных новаторов XIX столетия. Он не только гениальный композитор, но и человек, который далеко опер... Читать>> |
![]() ЭЙТОР ВИЛА ЛОБОС (Villa-Lobos)Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель Э. Вила Лобос принадлежит к числу крупнейших и самобытнейших... Читать>> |
Кабалевский Дмитрий БорисовичКабалевский был известным советским композитором, педагогом, общественным деятелем. В 1936-м году Кабалевского признали народным артистом СССР. В... Читать>> |