Из жизни великих:

Биография Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Em

News image

Карл Филипп Эммануил Бах (Bach), второй сын И. С. Баха, известный под именем Берлинский или Гамбургский Бах (8.3

Противоречия между теорией и творческой практикой Вагне

News image

Однако между вагнеровской теорией музыкальной драмы и его творческой практикой существуют противоречия. Укажем на неко...

В ВЕНЕ

News image

С юности Людвиг мечтал покинуть провинциальный Бонн и совершенствоваться в любимом искусстве в Вене — одном из музыкал...

Закулисье:

Мариинку-2 пообещали открыть летом 2012 года

News image

Вторая сцена Мариинского театра будет открыта в сезон белых ночей 2012 года, заявил глава Северо-Западной дирекции по ...

Томский симфонический оркестр выступал в 3-х сельских р

News image

Жители из районов Колпашевского, Асиновского и Первомайского районов смогли прослушать музыку Томского академического си...

Авторизация






НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН
Композиторы - Ч

николай николаевич черепнин

19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету Павильон Армиды , которым открылся первый балетный Русский сезон , организованный талантливым пропагандистом русского искусства С. Дягилевым. Создателями Павильона Армиды , на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, художник А. Бенуа и композитор и дирижер Н. Черепнин.

Ученик Н. Римского-Корсакова, близкий друг А. Глазунова и А. Лядова, член известного содружества Мир искусства , музыкант, получивший признание многих своих выдающихся современников, в числе которых были С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, З. Палиашвили, М. Баланчивадзе, А. Спенднаров, С. Василенко, С. Кусевицкий, М. Равель, Г. Пьерне. Ш. Монте и др., - Черепнин вписал в историю русской музыки XX в. одну из блестящих страниц как композитор, дирижер, пианист, педагог.

Черепнин родился в семье известного петербургского медика, личного врача Ф. Достоевского. Семья Черепниных отличалась широкими художественными интересами: отец композитора знал, например, М. Мусоргского и А. Серова. Черепнин окончил Петербургский университет (юридический факультет) и Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. Римского-Корсакова). До 1921 г. вел активную творческую жизнь как композитор и дирижер ( Русские симфонические концерты , концерты Русского музыкального общества, летние концерты в Павловске, Исторические концерты в Москве; дирижер Мариинского театра в Петербурге, оперного театра в Тифлисе, в 1909-14 гг. дирижер Русских сезонов в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине). Огромен вклад Черепнина в музыкальную педагогику. Будучи в 190518 гг. преподавателем (с 1909 г.профессором) Петербургской консерватории, он основал первый в России класс дирижирования. Его ученики - С. Прокофьев, Н. Малько, Ю. Шапорин, В. Дранишников и ряд других выдающихся музыкантов - в своих воспоминаниях посвятили ему слова любви и благодарности.

Велики заслуги Черепнина и перед грузинской музыкальной культурой (в 1918-21 гг. он был директором Тифлисской консерватории, выступал как симфонический и оперный дирижер).

С 1921 г. Черепнин жил в Париже, основал там Русскую консерваторию, сотрудничал с балетным театром А. Павловой, гастролировал как дирижер во многих странах мира. Творческий путь Н. Черепнина продолжался более полувека и был ознаменован созданием свыше 60 опусов музыкальных сочинений, редактур и обработок произведений других авторов. В творческом наследии композитора, представленном всеми музыкальными жанрами, есть произведения, в которых продолжены традиции Могучей кучки и П. Чайковского; но есть (и их большинство) произведения, примыкающие к новым художественным течениям XX в., более всего к импрессионизму. Они очень оригинальны и являются новым словом для русской музыки той эпохи.

Центр творчества Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них - Павильон Армиды (1907), Нарцисс и Эхо (1911), Маска красной смерти (1915) - были созданы для Русских сезонов . Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью французских импрессионистов К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, а из русских художников с картинами одного из наиболее музыкальных художников того времени В. Борисова-Мусатова. Некоторые из произведений Черепнина написаны на темы русских сказок (симфонические поэмы Марья Моревна , Сказка про царевну Улыбу , Зачарованная птица, Золотая рыбка ).

Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти Н. Римского-Корсакова, симфоническая поэма Судьба (по Э. По), Вариации на тему солдатской песни Соловей, соловей, пташечка , Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд Принцесса Греза (по Э. Ростану), симфоническая поэма Макбет (по В. Шекспиру), симфоническая картина Зачарованное царство (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия Из края в край (по одноим. философскому ст. Ф. Тютчева), Сказка о рыбаке и рыбке (по А. Пушкину).

Написанные за рубежом в 30-х гг. оперы Сват (по пьесе А. Островского Бедность не порок ) и Ванька-ключник (по одноим. пьесе Ф. Сологуба) - интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в.

Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре ( Песнь Сафо и ряд духовных сочинений a cappella, в т. ч. Хождение богородицы по мукам на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах ( Ночь на ст. В. Юрьева-Дрентельна, Старая песня на ст. А. Кольцова, хоры на ст. поэтов-народовольцев И. Пальмина ( Не плачьте над трупами павших борцов ) и И. Никитина ( Медленно движется время ). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов - от философской лирики ( Трубный глас на ст. Д. Мережковского, Думы и волны на ст. Ф. Тютчева) до картин природы ( Сумерки на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен ( Венок Городецкому ) до сказки ( Фейные сказки на ст. К. Бальмонта).

Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную Азбуку в картинках с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки ( Мельник-колдун, обманщик и сват М. Соколовского, Сорочинская ярмарка М. Мусоргского и др.).

Долгие десятилетия имя Черепнина не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих русских художников, после революции оказавшихся за рубежом. Сейчас творчество композитора наконец заняло подобающее ему место в истории отечественной музыкальной культуры; изданы несколько симфонических партитур и книга его мемуаров, готовится к выпуску Сонатина ор. 61 для духовых, ударных и ксилофона, ждет своего возрождения шедевр Н. Черепнина и М. Фокина балет Павильон Армиды

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску

News image

24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Гурилёв Александр Львович

Гурилёв является не только русским композитором, но и скрипачом, пианистом и альтистом. В 1831-м году, вместе со своим отцом получили вольную. Посл...

Читать>>
News image

ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ

Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Д. Кабалевский - класси...

Читать>>
News image

Арриго Бойто

Итальянский поэт и композитор Арриго Бойто, который прославился как автор либретто некоторых опер написанных Джузеппе Верди. Бойто получил свое му...

Читать>>