Из жизни великих:

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери,...

Митридат, царь Понтийский

News image

В год юбилея Моцарта немецкая компания Deutsche Grammophon вынула из запасников настоящие драгоценности - серию фильм...

Закулисье:

Знаменитый венский Концертхаус теперь банкрот

News image

Матиас Наске, как известно, является директором венского Концертхауса и совершенно недавно он заявил о банкротстве всем ...

Скончался алтайский композитор и педагог Борис Шульгин

News image

14 сентября Новости Горного Алтая сообщили о том, что на 85-ом году жизни после продолжительной болезни ушел из жизн...

Авторизация






МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
Композиторы - Г

михаил иванович глинка

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком.

В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих Записках - замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку ), а также крепостной оркестр дяди, который он любил более всего . Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. Живейшим поэтическим восторгом наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества ( Отчизне посвятим души прекрасные порывы ), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, Михаило Глинка... не сочувствовал никаким Бурбонам .

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с бунтовщиками .

В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики - романс Не искушай на стихи Е. Баратынского.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу . Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера Иван Сусанин . Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.

Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.

Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. С оперой Глинки является... новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки , - писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры Сусанина началась работа над оперой Руслан и Людмила (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость - служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, - все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской братии - художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения - романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл Прощание с Петербургом (на ст. Кукольника), первый вариант Вальса-фантазии , музыка к драме Кукольника Князь Холмский .

К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет Этюды для голоса , Упражнения для усовершенствования голоса , Школу пения . Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.

Премьера Руслана и Людмилы 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы - эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой . Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым Да здравствует солнце, да скроется тьма! , а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; Там русский дух, там Русью пахнет . Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1345-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: ...Я п е р в ы й р у с с к и й к о м п о з и т о р, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в Р о с с и и и д л я Р о с с и и . Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: Арагонская хота (1845) и Воспоминание о летней ночи в Мадриде (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая Камаринская - фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно докладных знатокам и простой публике , ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы Иван Сусанин ; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом натуральной школы , не прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией Тарас Бульба и оперой-драмой Двумужница (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать Фугу западную с у с л о в и я м и н а ш е й м у з ы к и узами законного брака . Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться... Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет играть

News image

В Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту...

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Пахельбель Иоганн

Пахельбель был немецким органистом и композитором. Начиная с 1673-го года, он начал работать в соборе святого Стефана, который находится в Вене, затем...

Читать>>
News image

НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ДИЛЕЦКИЙ

Имя Н. Дилецкого связано с глубоким обновлением отечественной профессиональной музыки в XVII в., когда на смену углубленно сосредоточенному знаменно...

Читать>>
News image

ОЛИВЬЕ МЕССИАН (Messiaen)

Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. От...

Читать>>