МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА |
Композиторы - Г |
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства. Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих Записках - замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку ), а также крепостной оркестр дяди, который он любил более всего . Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. Живейшим поэтическим восторгом наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества ( Отчизне посвятим души прекрасные порывы ), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, Михаило Глинка... не сочувствовал никаким Бурбонам . Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с бунтовщиками . В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики - романс Не искушай на стихи Е. Баратынского. Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена. Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу . Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера Иван Сусанин . Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера. Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития. Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. С оперой Глинки является... новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки , - писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие: Слушая сию новинку, Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры Сусанина началась работа над оперой Руслан и Людмила (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость - служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, - все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской братии - художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения - романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл Прощание с Петербургом (на ст. Кукольника), первый вариант Вальса-фантазии , музыка к драме Кукольника Князь Холмский . К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет Этюды для голоса , Упражнения для усовершенствования голоса , Школу пения . Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др. Премьера Руслана и Людмилы 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы - эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой . Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым Да здравствует солнце, да скроется тьма! , а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; Там русский дух, там Русью пахнет . Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1345-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: ...Я п е р в ы й р у с с к и й к о м п о з и т о р, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в Р о с с и и и д л я Р о с с и и . Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: Арагонская хота (1845) и Воспоминание о летней ночи в Мадриде (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая Камаринская - фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно докладных знатокам и простой публике , ведет свое начало русская симфоническая музыка. Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы Иван Сусанин ; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом натуральной школы , не прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией Тарас Бульба и оперой-драмой Двумужница (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать Фугу западную с у с л о в и я м и н а ш е й м у з ы к и узами законного брака . Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться... Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки. |
Читайте: |
---|
Смоленская филармония откроет сезон фестивалем СмоленсОтличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и СальериОпера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор... |
Московская филармония представит «Сказки Гофмана»В воскресенье, 3 октября, в московской филармонии знаменитая опера Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» откроет один из популя... |
Сибелиус ЯнСибелиус был финским педагогом и композитором. Начиная с 1891-го года, он преподавал в Хельсинкской консерватории. Перовым и самым ярким его произв... Читать>> |
ЭДВАРД ГРИГ (Grieg)Э. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный конц... Читать>> |
БОГУСЛАВ МАРТИНУ (Martinu)В последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину - композитор-лирик, тонко и поэти... Читать>> |