Биография Рихарда Вагнера (Richard Wagner) |
Биография и творчество - Вагнер |
В 1839 году чета Вагнеров, спасаясь от кредиторов, перебралась из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке ( летучем голландце ). Между тем в 1842 году его Риенци - образец большой оперы во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Премьера Риенци прошла с большим успехом, сюжет оперы (о римском патриоте и последнем трибуне XIV века) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов Молодая Германия . Опера Летучий голландец , поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. Между тем она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с Летучего голландца Вагнер постепенно отходит от номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей его жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана в операх Тангейзер и Лоэнгрин , которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Отныне роль основного носителя музыкального содержания в сценических произведениях Вагнера принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль. Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском восстании и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-1851 годах Вагнер написал антисемитский памфлет Еврейство в музыке ( Der Judenthum in der Musik ), направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера, и работу Опера и драма ( Oper und Drama ), обобщившую его идеи о музыкальном театре. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 году текст этого цикла (будущей тетралогии Кольцо нибелунга ) был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк (Wesendonck) и его жена Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано, а драматическая история отношений Вагнера с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме Тристан и Изольда , задуманной в 1854 году и завершенной 5 лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии. В 1855 году Вагнер дирижировал концертами Филармонического общества в Лондоне. В 1858 году он поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию; в 1860 году воссоединился с женой в Париже. В 1861 году Тангейзер был поставлен в Парижской опере. Несмотря на то что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики, произведение было освистано (скандал на премьере имел политическую подоплеку). В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866 году). В 1863 году он дирижировал в Вене, России, др. европейских странах (репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую финансовую помощь. Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой дирижераБюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 году провел в Мюнхене премьеру Тристана и Изольды . Музыка Тристана с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (ее исполнение длится свыше 4 часов) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - Смерть Изольды ), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, т. е. постоянно откладываемого разрешения диссонанса в консонанс; тем самым создается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смерти и отражает приверженность Вагнера к пессимистической философии Шопенгауэра. В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II Нюрнбергские майстерзингеры - история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие Майстерзингеров разворачивается в Нюрнберге середины XVI века, центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в Тристане господствует стихия напряженной хроматики, то в Майстерзингерах - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи Майстерзингеров - не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх Вагнера), а люди, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс, представлен как народный поэт и музыкант, носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса - настоящий манифест немецкого национализма. Премьера Майстерзингеров (п/у Бюлова) состоялась в Мюнхене в 1868 году. К этому времени Вагнер уже более 2 лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866 году. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было трое детей. Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые 2 оперы все еще не оконченного Кольца нибелунга - Золото Рейна и Валькирия . Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования совокупного произведения искусства (т. е. музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение). В 1872 году он торжественно заложил здание нового театра в Байройте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874 году, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, Закат богов . Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего Кольца п/у Г. Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов; Золото Рейна не делится на акты и выполняет функцию вступительного вечера , а остальные три оперы содержат по 3 акта каждая (у Заката богов есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой лейтмотивов, каждый из которых несет символический смысл, указывая на определенный персонаж, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в Тристане и Майстерзингерах ). Воплощенный в Кольце древний миф не сводится к истории борьбы богов, людей, великанов и нибелунгов (карликов) за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга Альбериха; как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения обо всех сторонах бытия. Одни комментаторы считают Кольцо прообразом современных наук о человеке (психоанализа Фрейда, аналитической психологии Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса), другие - идеологической основой социализма или фашизма, третьи - притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания. Художественный триумф Вагнера на первом байройтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877 году Вагнер, надеясь возместить понесенные потери, дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы ( торжественной сценической мистерии ) Парсифаль . В своих полемических писаниях он продолжал уделять повышенное внимание вопросу расовой чистоты. Большую часть 1880 года Вагнер провел в Италии. Вскоре Парсифаль был завершен, и на вторых байройтских торжествах (1882) состоялась премьера оперы п/у Леви. В Парсифале Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 года Вагнер выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байройте. Степень влияния Рихарда Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей, преобразовал искусство дирижирования. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия. |
Читайте: |
---|
Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится... |
Раду Лупу открывает сезон в Женеве23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с... |
Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и СальериОпера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЁВА. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева ... Читать>> |
ОЛИВЬЕ МЕССИАН (Messiaen)Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. От... Читать>> |
ДЖАН КАРЛО МЕНОТТИ (Menotti)Творчество Дж. Менотти - одно из самых заметных явлений в американской опере послевоенных десятилетий. Этого композитора не назовешь открывателем но... Читать>> |