Без БЗК / Ю. Бедерова, Е. Бирюкова, И. Овчинников, П. Поспелов, Е. Черемных |
Классическая музыка - Музыкальные публикации |
О лучших и самых разочаровывающих концертах минувшего сезона, а так же о том как нам пережить год без Большого Зала Консерватории, говорят Юлия Бедерова, Екатерина Бирюкова, Илья Овчинников, Петр Поспелов и Елена Черемных. Главные события филармонического сезона начались уже после того, когда летнее концертное расписание сжалось до нескольких необязательных позиций. Разумеется, речь идёт о начале ремонтных работ в главном концертном зале Москвы, в отсутствии которого и пройдёт весь следующий сезон. Очень хочется надеяться, что только следующий и ремонт не затянется, как это случилось в Большом театре. И БЗК не потеряет своих акустических свойств, чего все так боятся. Поэтому к традиционным вопросам о том, что минувшей осенью и весной показалось музыкальным критикам самым интересным или спорным, добавился вопрос о том, как же всё таки минимализировать потери от вынужденного простоя БЗК. Юлия Бедерова, «Время новостей» 1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными? — «Воццек» Альбана Берга в Большом театре. Хорошо спрограммированная и осуществленная удача. — Сибелиус и Барток от Курентзиса с Национальным филармоническим оркестром. Совсем ни кем не спрогнозированная удача. — Опера «Гвидон» в Школе драматического искусства. Просто и нетривиально. — «Кофейная кантата» Баха в клубе-театре «Мастерская». Оперный дебют режиссера Алексея Паперного. — Концерт объединения «Пластика звука» на фестивале современной музыки «Другое пространство». Современная музыка по-другому. — «Дважды двойной концерт» Павла Карманова и «Двойной секстет» Стива Райха в ММДМ и центре «Дом». Веселый ветер. — «Пер Гюнт» Грига на Большом фестивале РНО. Тихий омут. — Шуберт и Сен-Санс с Рудиным и Плетневым в Зале Чайковского. Два одиночества. — Шнитке от Владимира Юровского и РНО. Страх без ненависти. —Концертное исполнение оперы «Итальянка в Алжире» Росcини, с дирижёром Альберто Дзедда в БЗК. 2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)? — Концерт-открытие «Недели Ростроповича» с участием питерской «Заслуги» Юрия Темирканова. Больших ожиданий не было, но результат запомнился скромностью. — «Реквием» Алексея Сюмака. Ожидания почти соответствовали продукту, и многое в проекте было небессмысленно, но результат запомнился пышностью. — Концерты звезд: Анны Нетребко и Ицхака Перлмана в Большом зале консерватории. Оба запомнились одним и тем же: гладкоструганным результатом, основанным на внутреннем отсутствии ожиданий. — Из оперного ассортимента относительным разочарованием стала «Летучая мышь» Штрауса в постановке Василия Бархатова в Большом театре (количество надежд перевесило фантазийный пафос постановки). И совершенно провалился «Севильский цирюльник» в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Его оказалось трудно слушать, а так бы все ничего. — Симфония «Лос-Анжелес» Арво Пярта разочаровывала, разочаровывала, а в конце концов показалась памятником организатору, исполнителям, герою и композитору тоже. Плюс это или минус – для всех по-разному. 3. Как на ваш взгляд отразится закрытие Большого Зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы? Екатерина Бирюкова, OpenSpace 1.Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными? В популярном жанре «оперы в концерте» я бы выбрала «Ромео и Джульетту» Гуно с двумя молодыми, никому не известными и совершенно фантастическими певцами - Стивеном Костелло и Марией Алехандрес. Еще необходимо вспомнить московскую премьеру симфонии Арво Пярта, посвященной Ходорковскому – даже не надо объяснять почему. И «Реквием» в МХТ к 65-летию Победы с радикальной музыкой молодого Алексея Сюмака, хоть это напрямую к концертной ситуации и не относится. Пярт и Сюмак - два очень разных с политической и стилистической точек зрения, но важных события из мира современной музыки. И на закуску – венесуэльский оркестр с Густавом Дудамелем, такое забыть невозможно. 2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)? 3. Как на ваш взгляд отразится закрытие Большого Зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы? Еще можно отвлечься на камерную музыку и проведать несколько новых приятных мест – например, культурный центр «Покровские ворота». Еще можно ездить на сапсане в Мариинку-3. 4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)? Илья Овчинников, «Время новостей», «Культпоход», «ЧасКор» 1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными? 2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)? Второе - фестиваль «Московская осень»: коллеги давно от него ничего не ждут, но я последние годы пытался быть его патриотом. На этот раз - полное разочарование, если не считать блестящего вечера музыки Ивана Соколова, которая с первого же прослушивания кажется безусловной классикой, достойной включения в антологии. Третье - ситуация с академической музыкой в нашей прессе: масса интересных концертов, о которых несколько лет назад написала бы каждая ежедневная газета, не освещаются вообще. Здесь же скажу о словаре «Музыка ХХ века» Левона Акопяна. Издание, где впервые на русском языке собрана информация о десятках важнейших мировых композиторов и исполнителей, удостоилось нескольких рецензий, похожих друг на друга, как две капли воды: «Почему про Гергиева, Башмета и Спивакова так мало, где Десятников и Подгайц?» Почему-то никто не написал при этом: «Спасибо за Картера, Кастильони, Берио, Бёртуисла, Линдберга, Ланггора» и т.д. и т.п. 3. Как на ваш взгляд отразится закрытие Большого Зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы? 4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)? Пётр Поспелов, «Ведомости» - Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными? 2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)? 3. Как на ваш взгляд отразится закрытие Большого Зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы? 4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)? Елена Черемных, Радио «Свобода», «Infox.ru» 1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными? Первая – с трезвым, умным, интеллектуально рафинированным немцем зенитного возраста Инго Метцмахером (и Седьмой симфонией Шостаковича). Вторая - с Василием Петренко, долговязым молодым дирижером питерской выучки, ныне – руководителем симфонического оркестра Ливерпуля. «Альборада» Равеля плюс «Послеполуденный отдых фавна» и «Море» Дебюсси звучали у Петренко эмоционально-расчетливо и в то же время настолько свежо, словно их перед исполнением специально накачивали озоном. Музейные впечатления, казалось бы, неотделимые от давно и хорошо известной классики импрессионизма, неожиданно были побеждены энергетикой современного дирижерского слышания. Я вообще люблю тип интерпретации, который рождается не из околосмысловой алхимии и не из манипуляций социо-музыкальными контекстами, а из четкого следования тексту, сам уровень доверия которому доказывает неискоренимость исходной красоты авторского замысла. Вот у Петренко это получилось превосходно. Никаких поз, внешних эффектов. Казалось даже что он (уж не потому ли что петербуржец?) сильно робеет перед московской публикой. Кланялся строго, уходил со сцены и возвращался за пульт походкой студента, неуверенного (а может, и не верящего) в исключительность приема слушателями. От этой скромности стало как-то совсем тепло на душе. Такое происходит, когда угадываю профессиональную самодостаточность в молодом и до конца-то еще не раскрывшемся человеке. Тайна, наверное, в необъяснимом очаровании зазора между только что явленным «зажимом» и мгновенным освобождением, влетанием в музыку, как на метле. Насколько это чище и честнее отработанных некоторыми нашими мастерами заготовок! И еще один концерт РНО – теперь уже с Михаилом Плетневым и величественной красавицей Камиллой Тиллинг (сопрано, Щвеция). Звучали театральнные и симфонические опусы Сибелиуса, «Песнь Сольвейг» Грига и Четвертая симфония ( о четырех платоновских темпераментах) Нильсена. В Сибелиусе ( музыка к драме «Смерть») Плетнев совершенно неожиданно раскрыл петербургский, скажем так, код северного музыкального модерна. Уже после концерта, роясь в подробностях биографии Сибелиуса, я, - внутренне будто подготовленная Плетневым, - обнаружила, что композитор являлся зятем крупного политика Арно Ярнефельта, который, в свою очередь был родственником скульптора Клодта (чьи кони на Аничковом мосту Петербурга). «Ларчик открылся» просто: Тесть-Ярнефельт учился в военном корпусе Петербурга, где и женился на родной племяннице Клодта. Его сын (и тезка) написал драму «Смерть», а родной зять – музыку к ней. Какое все это имеет отношение к лексике учившегося в Вене Сибелиуса? - Какое-то, по-моему, имеет. Этакое кипени сильных семейных чувств в заледенелом северо-европейском культурном этикете (все-таки рубеж XIX-XX веков). Какое-то сокрытие в нем горячей памяти любви. И более чем через сто лет наш медиум - Михаил Плетнев очередной раз преподносит вот это уникальное, культурно-сокровенное. - Не окостенело хрестоматийное, а такое, что согревает душу и сердце. 2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)? Конечно, лукавый британец учинил нам провокацию, сыграв в безвибратной манере, якобы стандартной для всего 19 века, одно из главных произведений русского симфонического корпуса. Я не буду преувеличивать степень его «преданности» безвибратной манере: маэстро сам отлично понимает, насколько ортодоксальный аутентизм в симфонической музыке русского XIX века (по большому счету – сплошь любительской) условен. Но сомневаюсь в том, что британский дирижер до конча понял, на что посягнул (именно в русской аудитории). – Дело в том, что, выводя жиденьким звуком ноты главной симфонии Чайковского, он просто лишил ее глубины и мелодийной искренности. Знал Чайковский или не знал, что Шестая окажется его последним произведением, - тема немного другая. Но все же не без связи с нею лично я страдала от того, что откровения самой совершенной у Чайковского симфо-исповеди в сладеньком тонусе безвибратности исчезли, словно их и не было. Античная тема «фатума», «рока», которую Чайковский проращивал в музыке сквозь личное ощущение «катастрофического», - и порорастил в непревзойденном формате живого чувства Шестой, - сэру Роджеру Норрингтону не увиделась. Симфония прозвучала комбинацией каких-то набросков, поток которых вдруг неряшливо оборвался. Было очень обидно. 3. Как на ваш взгляд отразится закрытие Большого Зала Консерватории на специфике следующего концертного сезона? Что можно посоветовать меломанам, дабы минимализировать временную утрату главной концертной площадки Москвы? На специфике следующего концертного сезона это уже отразилось буквальным раздвоением Конкурса им. П.И. Чайковского. Две номинации – скрипка и вокал – переезжают в Петербург. Москве милостиво оставлены пианисты и виолончелисты, соотвественно, в Зале им. П.И. Чайковского и (сейчас решается) либо в зале Академии Гнесиных, либо в Колонном (если уломают его профсоюзное начальство). Начав с Конкурса, я невольно проакцентировала его финалом будущего концертного сезона и, думаю, не ошиблась. – Конкурс ждут все, но мало кто сознавал, как больно будет делить его с Петербургом. Как быть с привычкой традиционных «болельшиков» фортепианного состязания к акустике Большого зала консерватории? К лицезрению пианиста в классических пропорциях деревянной сцены с ее арочным порталом и на фоне органа? Как быть с лично присваеваемым в таком антураже образом полюбившнегося пианиста, который и в памяти-то останется, увиденным здесь, а не где-то еще? Мне жаль старых учителей музыки, для которых конкурсный июнь – это повод для воспоминаний до следующего конкурса (кто-то доживет, а кто-то и нет) о временах своей учебы в той же консерватории. Жаль и самих участников, которым вместо центростремительной архитектоники Большого зала консерватории надо будет как-то обуздывать явную центробежность Зала Чайковского, его распахивающихся ( а не изолирующих) пространств, его экстравертной ( а не интровертной) акустики.. Все остальное, как ни странно, гораздо менее трагично. Симфонические концерты и даже концертные оперные исполнения, как показывает опыт, вполне «потребляемы» со сцены Зала Чайковского. Насыщенность его эксплуатации, возможно, подвигнет начальство Филармонии к соблюдению новых санитарных норм. – Это же так естественно ради хорошего исполнителя отказать в сцене исполнителю плохому. Фантазируя, я бы даже предложила провести переаттестацию некоторых московских оркестров по итогам будущего сезона (включив в аттестацию, в частности, кассу, публику, прессу или отсутствие оных). Много денег можно было бы переинвестировать от ненужных стоящим коллективам. Формально говоря, минимизировать временную потерю Большого зала консерватории, конечно, можно. – Есть же оперные театры, Филармония, Дом музыки, любовно прозванный «скороваркой». Но по совести говоря, потеряли мы свято место. И еще неизвестно что получим взамен. С акустическими специалистами в Москве худо, а подряжать какого-нибудь японского гения ( как для Концертного зала «Мариинский») – своего Гергиева не родилось. 4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции) ? Другое дело, наводки для тех, кто вообще пока в музыке «новичок». Есть же Youtube, цепная система «прокапываний» в котором очень хороша и невероятно азартна. Наберите, допустим, Рейнальдо Ан и Филипп Жарусски, - набредете на цепочку стильного и сильного вокала Набирайте, как можно чаще дуэты и трио моцартовских опер. А когда надоест кликните Густаво Дудамеля и Симфонический юношеский оркестр Венесуэлы. Как же это я забыла упомянуть их в первом пункте отчета: это же был самый оглушительный сезонный результат! |
Читайте: |
---|
Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез![]() Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры... |
Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т![]() 16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс... |
В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов![]() В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ... |
Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между![]() Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер... |
![]() ЗАХАРИЙ ПЕТРОВИЧ ПАЛИАШВИЛИВеликим классиком грузинской музыки называют З. Палиашвили, сравнивая его значение для грузинской культуры с ролью М. Глинки в русской музыке. В его... Читать>> |
![]() АДОЛЬФ ШАРЛЬ АДАН (Adam)Автор всемирно известного балета Жизель А. Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX в. Его оперы и... Читать>> |
![]() Пьер-Огюстен К. де БомаршеПьер-Огюстен К. де Бомарше (Beaumarchais) (1732-1799) - французский драматург, автор ряда пьес, в т. ч. бессмертной трилогии о приключениях Фигаро ... Читать>> |