Из жизни великих:

СВЕТ «ЛУННОЙ СОНАТЫ»

News image

Одним из главных «секретов» воздействия музыки является многозначность ее образного истолкования. Чем глубже, совершен...

Людвиг ван Бетховен

News image

немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму...

Случаи из жизни Моцарта

News image

простодушный Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, которы...

Закулисье:

Вдове Паваротти дадут компенсацию

News image

Знаменитого итальянского лирического тенора Лучано Паваротти наградят британской премией в области классической музыки п...

Владимир Спиваков снова "приглашает" любителей классиче

News image

В столице уже в седьмой раз состоится фестиваль под названием "Владимир Спиваков приглашает...". Этот фестиваль начнется...

Авторизация






Африканское танго в честь Гайдна
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

африканское танго в честь гайдна

Григорий Фрид. Письма Ван Гога («Мелодия»). Недавно в Москве была исполнена моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк»; поприветствовать артистов пришел сам автор. Факт вдвойне примечательный, ведь Фрид родился в 1915 году и до сих пор активно работает как композитор, просветитель, писатель, художник. Теперь на CD вышла еще одна его моноопера -- «Письма Ван Гога», записанная еще в 1986 году.

Если «Дневник Анны Франк» звучит от первой до последней ноты абсолютно цельно и естественно, то «Письма Ван Гога» состоят из двух десятков эпизодов разного характера, а текст, как кажется поначалу, отчасти сопротивляется тому, чтобы быть положенным на музыку. Тем интереснее чувствовать, как это впечатление постепенно уходит -- в первую очередь благодаря выдающемуся баритону Сергею Яковенко: и музыка Фрида, и оригинальный текст писем Ван Гога достаточно сложны и по-своему самоценны, однако певец исполняет их так, будто одно не существует без другого.

Под стать Яковенко с его авторским отношением к материалу ансамбль из девяти человек, основой которого стал знаменитый Московский струнный квартет Евгении Алихановой. Среди исполнителей такие яркие солисты, как ударник Валентин Снегирев и кларнетист Лев Михайлов: соло кларнета в части «Арль» -- один из лучших моментов записи. Хотя и музыка мрачновата, и слова зачастую пропитаны отчаянием, в душе остается необыкновенно светлый образ лирического героя, чье сердце разрывается от любви к жизни, к работе и ко всему, что видит он вокруг. Яркий пример -- фрагмент «Едоки картофеля», повествующий об истории знаменитой картины и звучащий на фоне ритмичного стука. Это повозка катит художника в деревню: он с ужасом видит, как крестьяне берут картошку теми же руками, что перебирали землю, в то же время его восхищают овцы, пастух, дорога.

Обращает на себя внимание виртуозная партия фортепиано, которую исполнил Михаил Мунтян -- известный пианист, участвовавший в премьере последнего сочинения Шостаковича. Правда, если оглянуться на классиков ХХ века, «Письма Ван Гога» похожи скорее не на Шостаковича, а на Альбана Берга; центр оперы, инструментальная «Скорбная музыка», где звучат одни струнные, показывает Фрида достойным наследником классика нововенской школы. Вслед за изданием записей Мечислава Вайнберга, Бориса Чайковского, Александра Локшина «Мелодия» вновь обратилась к репертуарным редкостям и вновь не ошиблась, выпустив запись явно некоммерческую и в то же время бесценную.

Айзенштадтское Гайдн-трио. D2H -- Посвящение Гайдну (Capriccio). Нельзя сказать, чтобы сейчас часто появлялись новые фортепианные трио -- жанр, в котором лучшие свои сочинения создали Бетховен, Брамс, Чайковский, Шостакович. Тем примечательнее проект «D2H -- Посвящение Гайдну», в рамках которого ныне живущим композиторам было заказано целых восемнадцать трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Инициатором выступил Харальд Кошик, пианист Айзенштадтского Гайдн-трио, известного своими интерпретациями Гайдна; цикл посвящен 200-летию смерти великого композитора. В проекте приняли участие шесть композиторов из Австрии, шесть -- из других европейских стран, шесть -- с других континентов: из Австралии, Аргентины, Японии, США, Южной Африки, Китая. Самое главное -- не слушать все восемнадцать трио подряд, чтобы они не слились в единую массу. Зато если после каждого делать паузу, вы с удивлением обнаружите, что в этой программе примерно поровну случайной и настоящей музыки -- очень неплохой результат.

«Мой язык понятен всему миру», -- эти слова Гайдна стали девизом всей затеи. Инициатива Айзенштадтского Гайдн-трио более амбициозна, чем кажется: ее прообразом стал проект вековой давности, когда к 100-летию со дня смерти Гайдна цикл пьес написали крупнейшие французские композиторы Морис Равель, Клод Дебюсси, Поль Дюка, Рейнальдо Ан, Венсан д'Энди, Шарль Видор. Тройной альбом D2H подобным уровнем имен похвастаться не может; известнее других здесь аргентинец Лало Шифрин, автор музыки к фильму «Миссия невыполнима», и американец Уильям Болком -- его «Песни невинности и опыта» несколько лет назад получили «Грэмми» в трех номинациях, а в квинтете Болкома когда-то солировал великий Исаак Стерн. Имена остальных композиторов мало что говорят даже знатоку. Но это, пожалуй, даже к лучшему: можно оценивать восемнадцать трио без оглядки на громкие репутации.

Сложнее обстоит дело с «языком, понятным всему миру». Существует ли он вообще в современной академической музыке? Как быть с формой, которая стала проблемой почти для половины авторов? Хотя трио непродолжительны (длятся в среднем не более девяти минут), многие изумляют водянистой структурой, где нет ни экспозиции, ни кульминации, ни финала. Тем ярче на этом фоне удачи -- например, вдохновленное гайдновским «Сотворением мира» трио китайца Сяогана Е без единой случайной ноты. В «Двух танцах нгуни» Бонгани Ндодана-Брин (ЮАР) вдохновлялся как Гайдном, так и африканским фольклором -- результатом стало самое веселое и энергичное трио цикла, где контраст быстрой и медленной частей оказывается таким же убедительным приемом, каким был 200 лет назад. А рондо Болкома «Гайдн, иди искать» звучит как подбор фрагментов всех на свете классических трио.

Австриец Юри Эверхартц начинает свой опус с явного подражания «Большому танго» Астора Пьяццоллы и заканчивает лихим венгерским танцем, где берет в соавторы и Брамса, и Бартока. Удивительным образом Пьяццолла явно слышится и у Шифрина, и у Елены Кац-Чернин из Австралии, хотя если не считать это недостатком, их сочинения можно отнести к удачам программы. Вряд ли случайно, что два, возможно, лучших номера альбома создали австрийцы: вполне классическое трио Хельмута Хедля оживлено странными синкопами и необыкновенно скрипучим -- наподобие фагота -- звуком виолончели в финале, а трио Йоханны Додерер написано почти романтическим языком, но с поправкой на достижения немецкой музыки первой половины ХХ века.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменит

News image

Уже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЖАН ФИЛИПП РАМО (Rameau)

Ставший знаменитым лишь в зрелые годы, Ж. Ф. Рамо так редко и скупо вспоминал о своем детстве и юности, что даже его жена почти ничего об этом не зн...

Читать>>
News image

Дени Дидро (Diderot)

Дени Дидро (Diderot) (1713-1784) - французский философ-просветитель, писатель и теоретик искусства, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 ...

Читать>>
News image

ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВ

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с аз...

Читать>>