Из жизни великих:

<<Нюрнбергские мейстерзингеры>>.

News image

В этом произведении Вагнер как художник оказался неизмеримо выше своих общественно-политических и философских взглядов...

Годы эмиграции

News image

В первые годы <<швейцарского изгнания>> Вагнер стремился теоретически и философско-эстетически осмыслить с...

Моцарт - исторические анекдоты

News image

Моцарт, очевидно, обладал поразительной способностью сочинять на месте , то есть импровизировать на фортепианной кла...

Закулисье:

В Карабахе состоится 3-ий международный фестиваль юных

News image

В Нагорно-Карабахской Республике проходит по счету 3-ий международный фестиваль юных исполнителей классической музыки по...

Открывается Эдинбургский фестиваль

News image

Сегодня в столице Шотландии состоялось открытие традиционного Эдинбургского международного фестиваля. Вместе с этим тут ...

Авторизация






Друг живет в Кремле
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

друг живет в кремле

Дженнифер Хигдон. Концерт для ударных и оркестра (LPO). В книге «Маэстро, шедевры и безумие» Норман Лебрехт высмеивает оркестры, открывшие в новом тысячелетии собственные звукозаписывающие лейблы. То, что среди них лучшие из лучших -- Лондонский симфонический, амстердамский Консертгебау, оркестры Баварского радио и Мариинского театра, -- не мешает автору иронизировать над «неубедительными» записями. Чем сильнее Лебрехт сетует на то, что бескорыстное служение классической музыке убила погоня за прибылью, тем удивительнее читать его деловитые рассуждения об экономической невыгодности записей, которые оркестры производят сами. Мало того, что многие из них неплохо продаются; коммерческая составляющая здесь отнюдь не главная. Записи эти делаются в том числе для будущего, о чем Лебрехт умалчивает, предпочитая оплакивать утраченный идеализм. Как знать, не войдут ли иные из них в историю.

По крайней мере одна среди подобных записей недавно получила «Грэмми» -- речь о концерте Дженнифер Хигдон для ударных и оркестра, отмеченном как «лучшее произведение современной классики». Сочинение, записанное и изданное Лондонским филармоническим оркестром, одно из немногих в своем жанре, существенно расширяет представление как о возможностях ударных инструментов, так и о том, что мы считаем современной классикой, если принимаем это понятие вообще. Больше всего эта музыка похожа на опусы если не Леонарда Бернстайна, то его последователя Марка-Энтони Тернеджа, продолжающего бодро соединять классику с джазом. За пультом оркестра, который возглавляет наш соотечественник Владимир Юровский, стоит Марин Олсоп -- одна из наиболее успешных женщин-дирижеров нашего времени, которую называли «Исполнителем года» авторитетные журналы «Граммофон» и «Музыкальная Америка». Солист -- Колин Карри, один из лучших ударников мира, играющий одну премьеру за другой. На диске представлены также Камерная симфония Томаса Адеса и «Признание Айсобел Гауди» Джеймса Макмиллана -- две визитных карточки важнейших композиторов современной Англии. Вся программа звучит захватывающе, и «неубедительной» ее можно назвать лишь в очень плохом настроении.

Сергей Прокофьев. На страже мира. Пиковая дама (Chandos). «Возводится дом небывалый/ В просторной Советской стране./ И ты под лесами не балуй,/ Наемник, зовущий к войне! <...>/ Могучим и дружным усильем/ Рассеет тревогу Земля./ Так смерть разлетается пылью/ От залпа с бортов корабля!» Стихи, которые сегодня трудно читать без улыбки, связаны с двумя великими именами русской культуры ХХ века. Написал их Самуил Маршак специально для оратории Сергея Прокофьева «На страже мира». Значение патриотических кантат и ораторий в творчестве Прокофьева недооценено, хотя в этих жанрах он, работая по заказу, создавал такие же шедевры, как и тогда, когда писал от души. Помимо широко известного «Александра Невского», это великолепная «Здравица» к 60-летию Сталина и грандиозная «Кантата к 20-летию Октября» для двух смешанных хоров, симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов. «Кантата» и по сей день остается загадкой: ее можно трактовать и как верноподданническое, и как антисоветское произведение. Чего стоит пролог, где фраза Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтоб изменить его» в исполнении хора подвергается безжалостной деконструкции! А ленинские слова «Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки» ложатся на музыку ничуть не хуже стихов Маршака.

«На страже мира» - последнее сочинение Прокофьев в этом жанре; оно появилось через полтора года после того, как композитора критиковали за формализм, и принесло ему Сталинскую премию. Двойного дна, как в «Здравице» или «Кантате», здесь нет, однако рядом с такими опусами позднего Прокофьева, как Седьмая симфония или балет «Сказ о каменном цветке», оратория звучит достойно. Прежде ее записывали лишь дважды; новую и, возможно, лучшую запись сделал маэстро Неэме Ярви - выходец из Эстонии, ныне дирижер мирового класса. Как и его российский коллега Геннадий Рождественский, он записал почти всего Прокофьева, зарекомендовав себя как один из лучших его интерпретаторов. «Оберегают жизнь твою/ И родину и дом/ Твои друзья в любом краю/ Их больше с каждым днем./ Они дорогу преградят/ Войне на всей земле,/ Ведет их лучший друг ребят,/ А он живет в Кремле!» Режут ли слух эти слова, прославляющие тирана? Оказывается, нет, если они положены на чудесную музыку.

Диск открывают фрагменты звуковой дорожки к фильму Михаила Ромма «Пиковая дама». Параллельно Прокофьев работал над другими пушкинскими сочинениями - писал музыку к спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». Однако в 1937 году, когда отмечались столетие со дня смерти Пушкина и 20-летие Октября, новаторские инициативы были не ко двору - спектакли Мейерхольда и Таирова не увидели сцены, съемки фильма запретили. Не прозвучала и «Октябрьская кантата» - в столе оказались четыре прокофьевские работы. Фрагменты их позже всплывали в других его сочинениях -- так, одна из тем «Пиковой дамы» вошла в Восьмую фортепианную сонату, а другая - в Пятую симфонию. Запись анонсирована как премьерная, хотя за несколько лет до Ярви свою версию сюиты записал Михаил Юровский.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -

News image

.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛЯПУНОВ

Русский композитор и пианист. Родился 18 (30) ноября 1859 в Ярославле в семье ученого-астронома (старший брат – Александр Ляпунов – математик, член-...

Читать>>
News image

ЭДВАРД ГРИГ (Grieg)

Э. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный конц...

Читать>>
News image

Фелисьен Давид (David)

Фелисьен Давид (David) (1810-1876) - довольно популярный в XIX веке французский композитор, родоначальник ориентализма в музыке. Именно он заложил о...

Читать>>