Из жизни великих:

Германия эпохи Вагнера

News image

Германия первой половины XIX века, сохраняя все черты феодальной раздробленности, представляла собой конгломерат гос...

Афоризмы Бетховена

News image

Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. Истинный художник, любящий больше всего искусство...

Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты

News image

Австрийский патологоанатом Кристиан Райтер (Christian Reiter), который работает судмедэкспертом в Венском университете...

Закулисье:

Оркестр Светланова проведет фестиваль Музыкальное прин

News image

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и его худрук Марк Горенштейн проведут фест...

Рахманиновское общество может попросить о финансировани

News image

Рахманиновское общество, создающее в Москве музей композитора и пианиста Сергея Рахманинова, может подать в министерст...

Авторизация






А картинка – бонус
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

а картинка – бонус

В то время как жестокий кризис продолжает терзать рынок классической звукозаписи и крупнейшие лейблы вроде Deutsche Grammophon и Decca «затягивают пояса», на DVD выбор классики становится больше с каждым днем -- как выясняется, гораздо дешевле записать оперный спектакль «вживую», в театре, нежели записывать оперу в студии. В такой ситуации в выигрыше оказывается прежде всего потребитель: не надо ехать в Лондон и всеми правдами и неправдами добывать себе билет в Covent Garden -- можно подождать полгода или год, и спектакль, на который так хотелось попасть, попадет к вам в пожизненное пользование -- на DVD, с прекрасной картинкой и качественным звуком.

Более того, качественная работа операторов поможет вам рассмотреть то, что вы навряд ли заметите, сидя в зале: камера, как известно, выхватывает самые интересные моменты. Это обстоятельство играет решающую роль в успехе «Зороастра» Жан-Филиппа Рамо (Opus Arte), одного из титанов французского музыкального барокко, которое нам известно гораздо меньше итальянского или немецкого. Съемка была произведена в уникальном барочном театре в Дроттнинхольме, близ Стокгольма. Это единственная европейская площадка, со времен XVIII столетия не изменившаяся ни внутренне, ни внешне, там даже сохранилась уникальная сценическая машинерия. Спектакль Пьера Оди, одного из виртуознейших европейских стилистов нашего времени, знающего вкус в старинной опере, особенно красив именно своими крупными планами, который обеспечивает грамотная съемка, -- можно рассмотреть детали изысканных костюмов и декораций Патрика Кинмота и графичную красоту мизансцен Амира Хуссенпура. В оркестровой яме, понятное дело, тоже видный специалист по старине -- французский дирижер Кристоф Руссе, со знанием дела руководящий своим оркестром Les Talens Lyriques и интернациональной командой певцов. Несмотря на то что французская лирическая трагедия, жанр, впитавший влияния классицистского театра Расина и Корнеля, требует безупречного французского выговора, поют «Зороастра» в основном скандинавские певцы, и делают это блестяще. В центральных ролях -- героя Зороастра и разлученной с ним его возлюбленной Амелиты -- швед Андерс Далин с гибким, инструментального звучания тенором, и датчанка Сине Бунгоорд, обладательница нежного, выразительного сопрано. Ей вторит еще более нежным и чистым сопрано Дитте Андерсен в роли наперсницы Амелиты, Сефии. Злодейка-разлучница (куда же без нее в опере!) Эреника сродни темпераментной натуре итальянки Анны-Марии Панцареллы, которая привносит в несколько условные перипетии сюжета дыхание большой оперы. Совсем неожиданно появление в роли доброго волшебника Абрамана болгарского певца Евгения Алексеева -- славянская вокальная манера в принципе не имеет ничего общего с французским барокко, но Алексеев на удивление умело и гибко следует прихотливой стилистике Рамо, и органично вливаясь в общий ансамбль.

«Дон Карлос» Верди (Opus Arte) -- опера из другой эпохи и принадлежащая традиции, сделана в похожей на «Зороастра» камерной манере с ее изысканностью и тщательной проработкой каждой детали. Такой подход свойствен как Нидерландской опере, не самому известному театру Европы, который тем не менее отличает крайняя щепетильность в выборе постановщиков, так и собственно режиссеру спектакля Вилли Деккеру, убравшему из вердиевского исторического «блокбастера» излишнюю помпезность и сосредоточившему внимание на чувствах и эмоциях героев. «Дон Карлос» труден тем, что практически все партии требуют первоклассных исполнителей, способных впечатлить как в своих сольных номерах, так и в ансамблевых сценах, и в данном случае с уверенностью можно сказать, что театр не поскупился на хороших певцов, и, только лишь взглянув на список имен, уже хочется заполучить эту запись. Особенно впечатляют английский патриарх в роли испанского короля Филиппа II и мексиканский тенор Роландо Виллазон в партии его мятущегося сына Дона Карлоса -- эмоциональная дуэль отца и сына уже достойна отдельной оперы. Двух протагонистов оттеняют англичанка Аманда Рукрофт в роли Елизаветы Валуа, американец Дуэйн Крофт, поющий Родриго ди Позу, и Виолета Урмана -- литовскую примадонну, недавно с блеском дебютировавшую в Москве, здесь едва ли не в последний раз можно увидеть в статусе меццо-сопрано: уже через год она «пошла на повышение» и стала исполнять исключительно сопрановый репертуар. Все певцы с легкостью вживаются в спектакль Деккера, умело воссоздающего минимумом штрихов и деталей гнетущую атмосферу испанского двора XVI века, освещенного кострами инквизиции и религиозным фанатизмом. В целом работу Деккера можно назвать образцовым примером современного оперного спектакля -- обходясь без режиссерского экстремизма и оставляющего героям Верди право жить в своей эпохе, он создает впечатляющую психологическую драму с самыми волнующими обертонами, избавляя сюжет от костюмного нафталина и банальности.

Еще один DVD представляет одну из самых ярких оперных певиц современности, француженку Сандрин Пьо, в рамках сольного бенефиса -- на ее концерте в роскошной готической базилике Сан-Дени. Название диска -- «Моцарт. Духовные арии» (Armide Classics) -- не должно вводить в заблуждение: помимо собственно духовной музыки в программе концерта представлены фрагменты из ораторий и опер, что придает ему почти оперную атмосферу, тем более что даже самые благочестивые тексты Моцарт озвучивает с виртуозной театральной изощренностью. Голос Сандрин Пьо с его кристальной чистотой и проворностью в самых быстрых пассажах -- несомненно, моцартовского характера, и его не губят ни ошарашивающе быстрые темпы уже упомянутого выше Кристофа Руссе (так, концертная ария Ah, se in ciel benigni stelle звучит почти в два раза быстрее традиционного темпа!), ни гулкая церковная акустика. Как в сказке, Сандрин Пьо справляется с любыми препятствиями, с азартом бросаясь в любые музыкальные авантюры и даря оркестру и дирижеру лучезарную улыбку. Собственно, своим пением она практически достигает идеала итальянской вокальной школы: пение -- в реальности тяжкий и изматывающий труд, требующей невероятной дисциплины и безупречной техники, на сцене кажется легчайшим и приятнейшим времяпрепровождением, для которого не надо затрачивать никаких усилий. «Не пытайтесь повторить это дома», -- эту стандартную фразу хочется добавить в информацию в сопроводительном буклете для покупателя, который, вдохновленный примером Сандрин Пьо, попытается воспроизвести моцартовскую вокальную пиротехнику.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЖАК ОФФЕНБАХ (Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht)

Оффенбах был - как ни громко это звучит - одним из одареннейших композиторов XIX века , - писал И. Соллертинский. - Только работал совсем в ином ж...

Читать>>
News image

ЭРНЕСТ БЛОХ (Bloch)

Швейцарский и американский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился в консерватории у Э. Жак-Далькроза (Женева), Э. Изаи и Ф

Читать>>
News image

КАРЛХАЙНЦ ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen)

Немецкий композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель и педагог. В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей муз. школе по классу фп

Читать>>