Из жизни великих:

РОЖДЕНИЕ «ЛУННОЙ СОНАТЫ»

News image

В 1801 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и к...

Лоэнгрин

News image

<<Лоэнгрин>>, так же как и <<Тангейзер>>, написан на сюжет средневековой рыцарской легенды, ...

Биография Вильгельма Фридемана Баха

News image

Вильгельм Фридеман Бах (Bach) (22.11.1710, Веймар - 1.7

Закулисье:

Концерт классической музыки состоится в Астане

News image

Девятого октября в камерном зале театра «Астана Опера» исключительно для любителей классики в рамках цикла абонементов п...

Вдове Паваротти дадут компенсацию

News image

Знаменитого итальянского лирического тенора Лучано Паваротти наградят британской премией в области классической музыки п...

Авторизация






А картинка – бонус
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

а картинка – бонус

В то время как жестокий кризис продолжает терзать рынок классической звукозаписи и крупнейшие лейблы вроде Deutsche Grammophon и Decca «затягивают пояса», на DVD выбор классики становится больше с каждым днем -- как выясняется, гораздо дешевле записать оперный спектакль «вживую», в театре, нежели записывать оперу в студии. В такой ситуации в выигрыше оказывается прежде всего потребитель: не надо ехать в Лондон и всеми правдами и неправдами добывать себе билет в Covent Garden -- можно подождать полгода или год, и спектакль, на который так хотелось попасть, попадет к вам в пожизненное пользование -- на DVD, с прекрасной картинкой и качественным звуком.

Более того, качественная работа операторов поможет вам рассмотреть то, что вы навряд ли заметите, сидя в зале: камера, как известно, выхватывает самые интересные моменты. Это обстоятельство играет решающую роль в успехе «Зороастра» Жан-Филиппа Рамо (Opus Arte), одного из титанов французского музыкального барокко, которое нам известно гораздо меньше итальянского или немецкого. Съемка была произведена в уникальном барочном театре в Дроттнинхольме, близ Стокгольма. Это единственная европейская площадка, со времен XVIII столетия не изменившаяся ни внутренне, ни внешне, там даже сохранилась уникальная сценическая машинерия. Спектакль Пьера Оди, одного из виртуознейших европейских стилистов нашего времени, знающего вкус в старинной опере, особенно красив именно своими крупными планами, который обеспечивает грамотная съемка, -- можно рассмотреть детали изысканных костюмов и декораций Патрика Кинмота и графичную красоту мизансцен Амира Хуссенпура. В оркестровой яме, понятное дело, тоже видный специалист по старине -- французский дирижер Кристоф Руссе, со знанием дела руководящий своим оркестром Les Talens Lyriques и интернациональной командой певцов. Несмотря на то что французская лирическая трагедия, жанр, впитавший влияния классицистского театра Расина и Корнеля, требует безупречного французского выговора, поют «Зороастра» в основном скандинавские певцы, и делают это блестяще. В центральных ролях -- героя Зороастра и разлученной с ним его возлюбленной Амелиты -- швед Андерс Далин с гибким, инструментального звучания тенором, и датчанка Сине Бунгоорд, обладательница нежного, выразительного сопрано. Ей вторит еще более нежным и чистым сопрано Дитте Андерсен в роли наперсницы Амелиты, Сефии. Злодейка-разлучница (куда же без нее в опере!) Эреника сродни темпераментной натуре итальянки Анны-Марии Панцареллы, которая привносит в несколько условные перипетии сюжета дыхание большой оперы. Совсем неожиданно появление в роли доброго волшебника Абрамана болгарского певца Евгения Алексеева -- славянская вокальная манера в принципе не имеет ничего общего с французским барокко, но Алексеев на удивление умело и гибко следует прихотливой стилистике Рамо, и органично вливаясь в общий ансамбль.

«Дон Карлос» Верди (Opus Arte) -- опера из другой эпохи и принадлежащая традиции, сделана в похожей на «Зороастра» камерной манере с ее изысканностью и тщательной проработкой каждой детали. Такой подход свойствен как Нидерландской опере, не самому известному театру Европы, который тем не менее отличает крайняя щепетильность в выборе постановщиков, так и собственно режиссеру спектакля Вилли Деккеру, убравшему из вердиевского исторического «блокбастера» излишнюю помпезность и сосредоточившему внимание на чувствах и эмоциях героев. «Дон Карлос» труден тем, что практически все партии требуют первоклассных исполнителей, способных впечатлить как в своих сольных номерах, так и в ансамблевых сценах, и в данном случае с уверенностью можно сказать, что театр не поскупился на хороших певцов, и, только лишь взглянув на список имен, уже хочется заполучить эту запись. Особенно впечатляют английский патриарх в роли испанского короля Филиппа II и мексиканский тенор Роландо Виллазон в партии его мятущегося сына Дона Карлоса -- эмоциональная дуэль отца и сына уже достойна отдельной оперы. Двух протагонистов оттеняют англичанка Аманда Рукрофт в роли Елизаветы Валуа, американец Дуэйн Крофт, поющий Родриго ди Позу, и Виолета Урмана -- литовскую примадонну, недавно с блеском дебютировавшую в Москве, здесь едва ли не в последний раз можно увидеть в статусе меццо-сопрано: уже через год она «пошла на повышение» и стала исполнять исключительно сопрановый репертуар. Все певцы с легкостью вживаются в спектакль Деккера, умело воссоздающего минимумом штрихов и деталей гнетущую атмосферу испанского двора XVI века, освещенного кострами инквизиции и религиозным фанатизмом. В целом работу Деккера можно назвать образцовым примером современного оперного спектакля -- обходясь без режиссерского экстремизма и оставляющего героям Верди право жить в своей эпохе, он создает впечатляющую психологическую драму с самыми волнующими обертонами, избавляя сюжет от костюмного нафталина и банальности.

Еще один DVD представляет одну из самых ярких оперных певиц современности, француженку Сандрин Пьо, в рамках сольного бенефиса -- на ее концерте в роскошной готической базилике Сан-Дени. Название диска -- «Моцарт. Духовные арии» (Armide Classics) -- не должно вводить в заблуждение: помимо собственно духовной музыки в программе концерта представлены фрагменты из ораторий и опер, что придает ему почти оперную атмосферу, тем более что даже самые благочестивые тексты Моцарт озвучивает с виртуозной театральной изощренностью. Голос Сандрин Пьо с его кристальной чистотой и проворностью в самых быстрых пассажах -- несомненно, моцартовского характера, и его не губят ни ошарашивающе быстрые темпы уже упомянутого выше Кристофа Руссе (так, концертная ария Ah, se in ciel benigni stelle звучит почти в два раза быстрее традиционного темпа!), ни гулкая церковная акустика. Как в сказке, Сандрин Пьо справляется с любыми препятствиями, с азартом бросаясь в любые музыкальные авантюры и даря оркестру и дирижеру лучезарную улыбку. Собственно, своим пением она практически достигает идеала итальянской вокальной школы: пение -- в реальности тяжкий и изматывающий труд, требующей невероятной дисциплины и безупречной техники, на сцене кажется легчайшим и приятнейшим времяпрепровождением, для которого не надо затрачивать никаких усилий. «Не пытайтесь повторить это дома», -- эту стандартную фразу хочется добавить в информацию в сопроводительном буклете для покупателя, который, вдохновленный примером Сандрин Пьо, попытается воспроизвести моцартовскую вокальную пиротехнику.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Популярные статьи о композиторах:

News image

МАКС БРУХ (Bruch)

Родился в Кельне (Германия). Музыкальное образование он получил в Бонне, а затем — в Кельне, где ему была присуждена стипендия им. Моцарта. В 1858-1...

Читать>>
News image

ЯНИС АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ

Среди основоположников советского симфонизма одно из видных мест по праву занимает Я. Иванов. С его именем связано становление и расцвет латышской с...

Читать>>
News image

МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ (Огиньский) (Oginski)

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связа...

Читать>>