Из жизни великих:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ оперы «Бельмонт и Констанца»

News image

За пять лет до начала работы над «Похищением из сераля» Моцарт мечтал о национальном австрийском музыкальном театре, ...

Камерное и клавирное творчество Моцарта

News image

Для неискушённого читателя само слово клавикорды кажется старинным, непонятным и внушающим страх, поэтому прежде чем ...

Приближение глухоты

News image

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепе...

Закулисье:

Открывается Эдинбургский фестиваль

News image

Сегодня в столице Шотландии состоялось открытие традиционного Эдинбургского международного фестиваля. Вместе с этим тут ...

В Твери время «Время высокой музыки»

News image

Концерт скрипача по имени Дмитрий Коган стартовал в Твери, как благотворительная акция под названием «Время высокой музы...

Авторизация






Три гитары за стеной
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

три гитары за стеной

Ровно через месяц исполняется 10 лет со дня смерти Альфреда Шнитке - одного из последних выдающихся композиторов ХХ века. Среди его сочинений все меньше белых пятен: год назад вышли на CD нулевая симфония и оратория Нагасаки , прежде неизвестные даже специалистам. Недавно записана и ждет своего часа Девятая симфония, завершенная композитором Александром Раскатовым (версию Геннадия Рождественского незадолго до смерти автор забраковал). Это, вероятно, один из немногих сюрпризов, которых еще следует ожидать от музыки Шнитке. Самое время систематически переслушать его симфонии, Concerti grossi или фортепианные сочинения: занятие непростое, но обещающее немало открытий. Для любителей подобного системного подхода выпущен двойник, где представлено большинство сочинений Шнитке для виолончели.

Главный герой альбома - Александр Ивашкин, представитель редкого типа музыканта, которому в равной степени удается писать о музыке и непосредственно заниматься ею. Ивашкин не только незаурядный музыковед, автор книги Беседы с Альфредом Шнитке , но и один из трех виолончелистов, которым Шнитке посвящал свои сочинения (еще два - Мстислав Ростропович и Наталия Гутман). В этом альбоме все крупные виолончельные произведения Шнитке: два концерта, две сонаты и Кончерто гроссо № 2. В записи участвовали и другие исполнители, для которых писал композитор: дирижер Валерий Полянский, скрипачка Татьяна Гринденко и пианистка Ирина Шнитке. Внимательнее всего следует послушать наименее известную среди этих опусов Вторую сонату, колючую и холодную, ничуть не похожую на постромантическую Первую. Вся подборка в целом - пример того, насколько разные задачи решал Шнитке, обращаясь к одному и тому же жанру, к одному и тому же инструменту.

В отличие от Шнитке, который не единожды поражал слушателей способностью меняться и начинать с чистого листа, наш современник Освальдо Голихов свою столбовую дорогу нашел и едва ли собирается от нее отступать. Последние его работы, неизменно присутствующие в списке номинантов, а иногда и лауреатов Грэмми , представляют собой органичную смесь традиций европейской классики, клезмера и аргентинского танго. Сочинения Голихова слушать легко и приятно. Однако они могли бы и не иметь такого успеха, если бы не сотрудничество композитора с певицей Дон Апшоу: в ее исполнении даже добротная музыка звучит как гениальная.

Три песни для сопрано с оркестром в исполнении Апшоу, явно напоминающие об оркестровых песнях Штрауса, завершают последний альбом Голихова Oceana . Он звучит особенно выигрышно по сравнению с предыдущей работой композитора: опера Айнадамар ( Фонтан слез ), посвященная судьбе Гарсиа Лорки и получившая две Грэмми , представляла собой вполне милую музыку в ориентальном духе, с элементами фламенко, спецэффектами и не более того. Oceana изобретательнее и разнообразнее. Ключевой номер альбома - одноименная композиция для оркестра, трех гитар, арфы и голоса, похожая одновременно на все и почти ни на что конкретно. Например, много общего с Carmina Burana Орфа. Но Голихов может резонно заметить, что трех гитар у Орфа нет, а у него есть.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т

News image

16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс...

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Александр Зацепин

Александр Сергеевич Зацепин родился 10-го марта в 1926-м году в Новосибирске. После того, как окончил обучения в школе, Зацепин отправился учиться в...

Читать>>
News image

ФРАНСУА ЖОЗЕФ ГОССЕК (Gossec)

Французская буржуазная революция XVIII в. видела в музыке великую социальную силу (Б. Асафьев), способную мощно воздействовать на мышление и посту...

Читать>>
News image

Фелисьен Давид (David)

Фелисьен Давид (David) (1810-1876) - довольно популярный в XIX веке французский композитор, родоначальник ориентализма в музыке. Именно он заложил о...

Читать>>