Из жизни великих:

Вагнер - дирижер Дрезденского оперного театра.

News image

Осуществив в Дрездене постановки двух опер, Вагнер мог рассчитывать на упрочение своего общественного и материального ...

Король-пастух

News image

Поездка в Мангейм. Моцарт был занят в эти зальцбургские годы и произведением для театра. По заказу он написал театрал...

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Бессмертн

News image

Иоганн Себастьян Бах (Bach) (21.3.1685, Эйзенах - 28.7

Закулисье:

В Твери время «Время высокой музыки»

News image

Концерт скрипача по имени Дмитрий Коган стартовал в Твери, как благотворительная акция под названием «Время высокой музы...

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во ...

Авторизация






Рихард Вагнер (Richard Wagner). Великий оперный реформатор
Биография и творчество - Вагнер

рихард вагнер (richard wagner). великий оперный реформатор

Рихард Вагнер (Wagner) (22.5.1813, Лейпциг - 13.2.1883, Венеция) - немецкий композитор. С детских лет Вагнер жил в семье, в которой музыка и театр играли большую роль. Он участвовал в детских спектаклях, увлекалсяШекспиром, сам сочинял стихи и пьесы. Будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, Вагнер начал систематически заниматься музыкой; его учителями были X. Мюллер (фортепиано) и Т. Вейнлиг (композиция). Первые произведения Вагнера - фортепианная соната, 4 увертюры для оркестра, симфония До мажор, несколько композиций к Фаусту Гёте, струнный квартет. К 1833 году относятся эскизы задуманной, но не законченной оперы Свадьба , а в 1834 году Вагнер написал свою первую оперу Феи (пост. 1888) по пьесе К. Гоцци Женщина-змея . В том же году он переехал в Магдебург, где работал дирижером оперного театра. Здесь он сочинил оперу в итальянском стиле Запрет любить (пост. 1836) на сюжет шекспировской комедии Мера за меру . В 1836 году Рихард Вагнер работает дирижером оперного театра в Кенигсберге, а в следующем году - в Риге. В 1839 году Вагнер переехал в Париж; здесь он испытывал материальные затруднения, терпел нужду, часто голодал. Но и в таких тяжелых условиях композитор не прекращал творческой деятельности. В Париже он сочинил увертюру Фауст , закончил начатую в Риге большую оперу Риенци , по сюжету романа Э. Булвер-Литтона, и написал оперу Летучий голландец . Разочаровавшись в Париже, о котором он столько мечтал, Вагнер в 1842 году уехал на родину, в Германию. В Дрездене ему удалось осуществить постановку оперы Риенци . Здесь же в 1843 году он поставил оперу Летучий голландец ( Моряк-скиталец ) и получил звание саксонского королевского придворного капельмейстера. Написанная на основе народной легенды и новеллы Гейне, опера Летучий голландец завершает собой первый, романтический период творчества Вагнера и знаменует его вступление на путь смелого новаторства. Почти полное отсутствие замкнутых и изолированных номеров, установление смысловой взаимозависимости между музыкальными темами посредством лейтмотивов, получивших столь широкое распространение в последующих операх Вагнера, - все это отличает оперу Летучий голландец от оперных произведений того времени. В музыке оперы звучит страстный протест против своекорыстия и эгоизма, ее отличает правдивость выражения переживаний действующих лиц.

Новый этап творчества Вагнера составляют 1840-е годы, когда он создал оперы Тангейзер (пост. 1845, Дрезден) и Лоэнгрин (пост. 1850, Веймар) по мотивам средневековых германских и романских сказаний. Эти произведения героико-романтического характера положили начало реформе Вебера в области оперного искусства. Он стремился к созданию музыкальной драмы, которую можно было противопоставить итальянской и французской большой опере с ее внешними эффектами, с ее разрывом между музыкой и действием. Рихард Вагнер считал, что композитор и драматург должны быть объединены в одном лице, и уже с оперы Риенци он сам писал либретто для всех своих опер. Лоэнгрин по существу является первой музыкальной драмой Вагнера. Идея лейтмотивов получила в этой опере свое дальнейшее развитие, большая роль была отведена оркестру.

Участник дрезденского (майского) восстания 1849 года, Вагнер вынужден был эмигрировать за границу. Он поселился в Швейцарии и здесь в ряде своих теоретических трудов ( Искусство и революция (1849), Опера и драма (1851) изложил свои эстетические взгляды. Он ставил вопрос о правильном взаимоотношении между музыкой и драмой, требовал полного соответствия словесного материала, его музыкального выражения и действия, утверждал доминирующее значение оркестра в опере. В своих теоретических трудах Вагнер высказывал прогрессивные мысли о связи искусства с жизнью, разоблачал лицемерие буржуазной цивилизации. Вместе с тем эти труды страдают известным схематизмом, идеалистическим отношением к легендарным сюжетам-мифам, в чем сказались свойственные Вагнеру той поры тенденции мелкобуржуазного анархизма.

В конце 1850-х годов Вагнер дирижировал собственными произведениями в Лондоне, Брюсселе, Париже. Постепенно он отошел от прежних передовых взглядов и увлекся пессимистической философией Шопенгауэра. В 1858-1859 годах Вагнер создал оперу Тристан и Изольда на сюжет одноименного романа 13 века. В этой опере, представляющей важный шаг вперед в области гармонии и эмоциональной выразительности, уже сказался, однако, отказ Вагнера от его революционных убеждений. В 1861 году он был амнистирован и получил разрешение вернуться на родину. В 1852 году, живя в Бибрихе, композитор начал работу над одним из лучших своих произведений - комической оперой Нюрнбергские мейстерзингеры (пост. 1868, Мюнхен); написанная на историко-бытовой сюжет, отличающийся глубокой народностью, опера захватывает слушателя своей сочной, жизнеутверждающей музыкой, реалистически обрисованными народными типами и характерами. Реформаторская деятельность Рихарда Вагнера в области оперы получила свое окончательное завершение в его грандиозном творении - тетралогии Кольцо нибелунга . Это цикл из четырех музыкальных драм, написанных на основе германо-скандинавского мифа о нибелунгах: Золото Рейна (1869, Мюнхен), Валькирия (1870, Мюнхен), Зигфрид , Гибель богов (обе 1876, Байрейт).

Работу над тетралогией Вагнер прервал для гастрольных поездок по Европе. Он выступал в различных странах, в т. ч. в России (1863). В Петербурге и Москве композитор с большим успехом дирижировал концертами из своих произведений. Эти концерты подготовили и первую постановку в Петербурге в 1866 году вагнеровской оперы Лоэнгрин .

В 1871 году Вагнер переехал в Байрейт. При содействии друзей и поклонников Вагнера, создавших Вагнеровское общество , в Байрейте был построен театр, предназначенный для постановки Кольца нибелунга . Первая постановка всей тетралогии состоялась в этом театре в 1876 году.

В конце 1870-х годов Вагнер написал свою последнюю оперу Парсифаль (пост. 1882, Байрейт), названную композитором торжественной сценической мистерией . При всех выдающихся музыкальных достоинствах опера по социальному содержанию является отражением реакционно-мистических взглядов Вагнера последнего периода его жизни.

После смерти композитора в Байрейте продолжались систематические постановки его опер. Они ставятся там и поныне.

Рихард Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремился к полному, органическому синтезу музыки и драмы, музыки и поэзии. Это стремление привело Вагнера к отказу от привычных форм законченных оперных номеров, к преобладанию речитативного начала, которое Лист назвал доведенным до совершенства великим декламационным стилем , привело к системе мелодий-характеристик - лейтмотивов , сопровождающих основные образы, передающих идеи, взаимоотношения действующих лиц. В то же время композитор несколько преуменьшал роль вокальных партий. Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки , - писал Чайковский. Русские композиторы П. И. Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков и некоторые другие, признавая большие гармонические и оркестровые достижения Вагнера, критически относились к его музыкально-драматургической концепции. Тем не менее значение Рихарда Вагнера в истории музыки исключительно велико. Он оказал влияние не только на развитие музыкального театра, но и на некоторые принципы программного симфонизма.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме

News image

13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве

News image

13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Пьер-Огюстен К. де Бомарше

Пьер-Огюстен К. де Бомарше (Beaumarchais) (1732-1799) - французский драматург, автор ряда пьес, в т. ч. бессмертной трилогии о приключениях Фигаро ...

Читать>>
News image

Аренский Антон Степанович

Знаменитый русский композитор, педагог, дирижер и пианист, Антон Степанович Аренский появился на свет 30 июня 1861 г. в новгородской семье, где музыка...

Читать>>
News image

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВ

Советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946)

Читать>>