Из жизни великих:

Вильгельм Рихард Вагнер

News image

Вагнер -- один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого ос...

Под музыку Вивальди

News image

Вы знали, что на сегодняшний день можно еще осуществлять открытия в мире классической музыки? Все поклонники наследи...

Раскрыта тайна смерти Бетховена: его убили

News image

Другие исследователи, возможно, не разделяют его точку зрения, однако один факт неоспорим: маэстро был очень серьезн...

Закулисье:

Прощание с балериной Мариной Семеновой состоится в Боль

News image

В Большом театре России пройдет прощание с балериной и педагогом Мариной Семеновой. Как сообщает пресс-служба театра, ...

Гражданская панихида по Фуату Мансурову состоится 18 ию

News image

Музыкальная общественность России и Татарстана понесла невосполнимую утрату. 11июня 2010 года после продолжительной бо...

Авторизация






Рихард Вагнер (Richard Wagner). Великий оперный реформатор
Биография и творчество - Вагнер

рихард вагнер (richard wagner). великий оперный реформатор

Рихард Вагнер (Wagner) (22.5.1813, Лейпциг - 13.2.1883, Венеция) - немецкий композитор. С детских лет Вагнер жил в семье, в которой музыка и театр играли большую роль. Он участвовал в детских спектаклях, увлекалсяШекспиром, сам сочинял стихи и пьесы. Будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, Вагнер начал систематически заниматься музыкой; его учителями были X. Мюллер (фортепиано) и Т. Вейнлиг (композиция). Первые произведения Вагнера - фортепианная соната, 4 увертюры для оркестра, симфония До мажор, несколько композиций к Фаусту Гёте, струнный квартет. К 1833 году относятся эскизы задуманной, но не законченной оперы Свадьба , а в 1834 году Вагнер написал свою первую оперу Феи (пост. 1888) по пьесе К. Гоцци Женщина-змея . В том же году он переехал в Магдебург, где работал дирижером оперного театра. Здесь он сочинил оперу в итальянском стиле Запрет любить (пост. 1836) на сюжет шекспировской комедии Мера за меру . В 1836 году Рихард Вагнер работает дирижером оперного театра в Кенигсберге, а в следующем году - в Риге. В 1839 году Вагнер переехал в Париж; здесь он испытывал материальные затруднения, терпел нужду, часто голодал. Но и в таких тяжелых условиях композитор не прекращал творческой деятельности. В Париже он сочинил увертюру Фауст , закончил начатую в Риге большую оперу Риенци , по сюжету романа Э. Булвер-Литтона, и написал оперу Летучий голландец . Разочаровавшись в Париже, о котором он столько мечтал, Вагнер в 1842 году уехал на родину, в Германию. В Дрездене ему удалось осуществить постановку оперы Риенци . Здесь же в 1843 году он поставил оперу Летучий голландец ( Моряк-скиталец ) и получил звание саксонского королевского придворного капельмейстера. Написанная на основе народной легенды и новеллы Гейне, опера Летучий голландец завершает собой первый, романтический период творчества Вагнера и знаменует его вступление на путь смелого новаторства. Почти полное отсутствие замкнутых и изолированных номеров, установление смысловой взаимозависимости между музыкальными темами посредством лейтмотивов, получивших столь широкое распространение в последующих операх Вагнера, - все это отличает оперу Летучий голландец от оперных произведений того времени. В музыке оперы звучит страстный протест против своекорыстия и эгоизма, ее отличает правдивость выражения переживаний действующих лиц.

Новый этап творчества Вагнера составляют 1840-е годы, когда он создал оперы Тангейзер (пост. 1845, Дрезден) и Лоэнгрин (пост. 1850, Веймар) по мотивам средневековых германских и романских сказаний. Эти произведения героико-романтического характера положили начало реформе Вебера в области оперного искусства. Он стремился к созданию музыкальной драмы, которую можно было противопоставить итальянской и французской большой опере с ее внешними эффектами, с ее разрывом между музыкой и действием. Рихард Вагнер считал, что композитор и драматург должны быть объединены в одном лице, и уже с оперы Риенци он сам писал либретто для всех своих опер. Лоэнгрин по существу является первой музыкальной драмой Вагнера. Идея лейтмотивов получила в этой опере свое дальнейшее развитие, большая роль была отведена оркестру.

Участник дрезденского (майского) восстания 1849 года, Вагнер вынужден был эмигрировать за границу. Он поселился в Швейцарии и здесь в ряде своих теоретических трудов ( Искусство и революция (1849), Опера и драма (1851) изложил свои эстетические взгляды. Он ставил вопрос о правильном взаимоотношении между музыкой и драмой, требовал полного соответствия словесного материала, его музыкального выражения и действия, утверждал доминирующее значение оркестра в опере. В своих теоретических трудах Вагнер высказывал прогрессивные мысли о связи искусства с жизнью, разоблачал лицемерие буржуазной цивилизации. Вместе с тем эти труды страдают известным схематизмом, идеалистическим отношением к легендарным сюжетам-мифам, в чем сказались свойственные Вагнеру той поры тенденции мелкобуржуазного анархизма.

В конце 1850-х годов Вагнер дирижировал собственными произведениями в Лондоне, Брюсселе, Париже. Постепенно он отошел от прежних передовых взглядов и увлекся пессимистической философией Шопенгауэра. В 1858-1859 годах Вагнер создал оперу Тристан и Изольда на сюжет одноименного романа 13 века. В этой опере, представляющей важный шаг вперед в области гармонии и эмоциональной выразительности, уже сказался, однако, отказ Вагнера от его революционных убеждений. В 1861 году он был амнистирован и получил разрешение вернуться на родину. В 1852 году, живя в Бибрихе, композитор начал работу над одним из лучших своих произведений - комической оперой Нюрнбергские мейстерзингеры (пост. 1868, Мюнхен); написанная на историко-бытовой сюжет, отличающийся глубокой народностью, опера захватывает слушателя своей сочной, жизнеутверждающей музыкой, реалистически обрисованными народными типами и характерами. Реформаторская деятельность Рихарда Вагнера в области оперы получила свое окончательное завершение в его грандиозном творении - тетралогии Кольцо нибелунга . Это цикл из четырех музыкальных драм, написанных на основе германо-скандинавского мифа о нибелунгах: Золото Рейна (1869, Мюнхен), Валькирия (1870, Мюнхен), Зигфрид , Гибель богов (обе 1876, Байрейт).

Работу над тетралогией Вагнер прервал для гастрольных поездок по Европе. Он выступал в различных странах, в т. ч. в России (1863). В Петербурге и Москве композитор с большим успехом дирижировал концертами из своих произведений. Эти концерты подготовили и первую постановку в Петербурге в 1866 году вагнеровской оперы Лоэнгрин .

В 1871 году Вагнер переехал в Байрейт. При содействии друзей и поклонников Вагнера, создавших Вагнеровское общество , в Байрейте был построен театр, предназначенный для постановки Кольца нибелунга . Первая постановка всей тетралогии состоялась в этом театре в 1876 году.

В конце 1870-х годов Вагнер написал свою последнюю оперу Парсифаль (пост. 1882, Байрейт), названную композитором торжественной сценической мистерией . При всех выдающихся музыкальных достоинствах опера по социальному содержанию является отражением реакционно-мистических взглядов Вагнера последнего периода его жизни.

После смерти композитора в Байрейте продолжались систематические постановки его опер. Они ставятся там и поныне.

Рихард Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремился к полному, органическому синтезу музыки и драмы, музыки и поэзии. Это стремление привело Вагнера к отказу от привычных форм законченных оперных номеров, к преобладанию речитативного начала, которое Лист назвал доведенным до совершенства великим декламационным стилем , привело к системе мелодий-характеристик - лейтмотивов , сопровождающих основные образы, передающих идеи, взаимоотношения действующих лиц. В то же время композитор несколько преуменьшал роль вокальных партий. Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки , - писал Чайковский. Русские композиторы П. И. Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков и некоторые другие, признавая большие гармонические и оркестровые достижения Вагнера, критически относились к его музыкально-драматургической концепции. Тем не менее значение Рихарда Вагнера в истории музыки исключительно велико. Он оказал влияние не только на развитие музыкального театра, но и на некоторые принципы программного симфонизма.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Популярные статьи о композиторах:

News image

НИККОЛО ПАГАНИНИ (Paganini)

В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной...

Читать>>
News image

РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo)

...Мой отец был президентом Трибунала, моя мать была дочерью известного неаполитанского художника

Читать>>
News image

Франческо Арайя (Araia, Araja)

Франческо Арайя (Araia, Araja) (25 VI 1709, Неаполь - ок. 1770, Болонья) - итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. С 172...

Читать>>