Из жизни великих:

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

ЛУННАЯ СОНАТА БЕТХОВЕНА

News image

Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было ...

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ оперы «Бельмонт и Констанца»

News image

За пять лет до начала работы над «Похищением из сераля» Моцарт мечтал о национальном австрийском музыкальном театре, ...

Закулисье:

Вдове Паваротти дадут компенсацию

News image

Знаменитого итальянского лирического тенора Лучано Паваротти наградят британской премией в области классической музыки п...

Рахманиновское общество может попросить о финансировани

News image

Рахманиновское общество, создающее в Москве музей композитора и пианиста Сергея Рахманинова, может подать в министерст...

http://noviedveri.ru/ как покрасить новые двери.

Авторизация






Ровесник Победы
Классическая музыка - Музыкальные публикации

ровесник победы

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, безусловно, является символом нашего города. Но в преддверии 65-й годовщины разгрома гитлеровской Германии нельзя не вспомнить о том, что происходило в стенах нашего оперного в годы Великой Отечественной войны, о незримой нити, связывающей их. Заглянем же за кулисы времени и посмотрим на годы войны из-под купола «сибирского Колизея».

Сдача в эксплуатацию здания театра обещала быть самым громким событием 1941 года в жизни Новосибирска. Работы шли полным ходом, и уже 25 января музыканты оркестра радиокомитета исполнили в Большом зале оперного концертную версию оперы Чайковского «Иоланта» - с целью оценить акустику огромного здания. А открыть театр планировали 1 августа… Но после начала Великой Отечественной строительство, естественно, пришлось заморозить. Будущий «сибирский Колизей» вновь застыл в ожидании…

А Новосибирск тем временем стремительно превращался в один из главных оплотов тыла отчаянно сражающейся страны. Эвакуация началась практически сразу после начала войны, и многие здания молодого города были отданы организациям, работающим на нужды фронта. Не использовать огромные площади оперного театра было непозволительной роскошью, и все шло к тому, что здание необходимо достроить. Однако это решение было принято лишь осенью 1942 года. Оно и стало точкой отсчета для большинства слухов, легенд и противоречивых историй о завершении строительства здания.

Тогда возобновление работ в оперном театре удивило многих новосибирцев. Как известно, слухами земля полнится, и вскоре по городу поплыла молва - там строят уже не театр, а бункер для вождя всех народов Иосифа Сталина. По большому счету, предпосылок для таких разговоров было немало. Это и расположение Новосибирска в глубоком тылу, куда и немцы, и японцы вряд ли бы добрались даже при самом плохом раскладе. Это и колоссальные размеры театра.

- Естественно, что у такого здания подземных помещений не может не быть. И размеры их, конечно же, должны быть несоизмеримы с подвалами обычного дома, - замечает наш постоянный эксперт Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - У оперного театра действительно развитая сеть подземных коммуникаций. Так, достоверно известно, что раньше здание имело свою собственную котельную, расположенную примерно в районе нынешнего трамвайного кольца за театром. С самим оперным ее связывал подземный ход, а уголь подавался на вагонетках по рельсам. Все это в совокупности и могло породить миф, к примеру, о подземной ветке железной дороги.

Еще одна устойчивая легенда, связанная с театром оперы и балета, повествует о том, что достраивали его пленные немцы, отправленные в далекую Сибирь. Но оказалось, что и это не так.

- Военнопленные не могли там работать по одной простой причине - это был слишком важный объект, чтобы подпускать к нему солдат вражеской армии, пусть даже находящихся в плену, - говорит Сергей Филонов. - Мало того - туда не направляли даже заключенных. На строительстве работали обычные новосибирцы. Территория была оцеплена, по периметру стояли вышки… К тому же немецких солдат начали привозить в Новосибирск в 1944 году, когда все строительные работы в театре по сути уже завершались. Пленные занимались строительством заводов и жилых домов. Максимум, что они могли делать у оперного, - это вывозить со стройки землю и мусор.

С темой военнопленных перекликается еще один миф о «сибирском Колизее». Якобы все в тех же подвалах хранилась амуниция для советских диверсантов-смершевцев. И что еще долгие годы после войны подземелья оставались забитыми фашистской формой, винтовками «Маузер» и пистолетами-пулеметами «Шмайсер». На самом же деле в военное время оперный служил хранилищем не для обмундирования и оружия, а для сокровищ музеев Москвы, Ленинграда, Горького, Севастополя, Твери... У нас размещалась коллекция из Третьяковской галереи, Эрмитажа, уникальные скрипки из Большого театра. Кроме того, оперный стал домом для 22 различных учреждений. Кстати, даже в годы войны в театре иногда звучала музыка - так, в июле 1942 года Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Сам великий композитор приехал на премьеру и впоследствии говорил, что это исполнение было лучшим в то время. Впрочем, эта история заслуживает отдельного рассказа.

А 5 февраля 1944 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения театра. Открыт же театр был 12 мая 1945 года, сразу после объявления Германией капитуляции и завершения Великой Отечественной войны. Решено было ставить оперу Глинки «Иван Сусанин». Рассказывали, что и малая часть желающих не поместилась в огромном зале. На улице вокруг театра стояли толпы людей, окна были открыты. И когда хор начал исполнять: «Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля!», - весь зал встал и пел вместе с хором. А овации длились по времени дольше, чем вся опера. Это были аплодисменты мужеству и стойкости всего народа!

Но еще около десяти лет после первого спектакля внутренние помещения оперного перестраивались под нужды театрального учреждения. Сам же театр в это время не прекращал работу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве

News image

13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЭРНЕСТ БЛОХ (Bloch)

Швейцарский и американский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился в консерватории у Э. Жак-Далькроза (Женева), Э. Изаи и Ф

Читать>>
News image

СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВАСИЛЕНКО

Композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель С. Василенко сложился как творческая индивидуальность в дореволюционные годы. Главной ...

Читать>>
News image

Франко Альфано (Alfano)

Франко Альфано (Alfano) (1876-1954) - итальянский композитор, пианист, педагог. Игре на фортепиано обучался у А. Лонго. Занимался по композиции в Не...

Читать>>