Из жизни великих:

Происхождение. Детство и юность

News image

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фла...

Биография

News image

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Уфе столице Башкортостана Точная дата рождения не установлена, извес...

<<Искусство и революция>>

News image

В высшей степени прогрессивно следующее положение, выдвинутое Вагнером уже в самом начале брошюры: <<Мы вовсе н...

Закулисье:

Солисты из "Геликон-оперы" и Большого театра вместе с у

News image

Дипломная работа Сергея Рахманинова, которому всего девятнадцать лет, это опера «Алеко» согласно поэме Пушкина «Цыганы» ...

Скончался алтайский композитор и педагог Борис Шульгин

News image

14 сентября Новости Горного Алтая сообщили о том, что на 85-ом году жизни после продолжительной болезни ушел из жизн...

Авторизация






Ровесник Победы
Классическая музыка - Музыкальные публикации

ровесник победы

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, безусловно, является символом нашего города. Но в преддверии 65-й годовщины разгрома гитлеровской Германии нельзя не вспомнить о том, что происходило в стенах нашего оперного в годы Великой Отечественной войны, о незримой нити, связывающей их. Заглянем же за кулисы времени и посмотрим на годы войны из-под купола «сибирского Колизея».

Сдача в эксплуатацию здания театра обещала быть самым громким событием 1941 года в жизни Новосибирска. Работы шли полным ходом, и уже 25 января музыканты оркестра радиокомитета исполнили в Большом зале оперного концертную версию оперы Чайковского «Иоланта» - с целью оценить акустику огромного здания. А открыть театр планировали 1 августа… Но после начала Великой Отечественной строительство, естественно, пришлось заморозить. Будущий «сибирский Колизей» вновь застыл в ожидании…

А Новосибирск тем временем стремительно превращался в один из главных оплотов тыла отчаянно сражающейся страны. Эвакуация началась практически сразу после начала войны, и многие здания молодого города были отданы организациям, работающим на нужды фронта. Не использовать огромные площади оперного театра было непозволительной роскошью, и все шло к тому, что здание необходимо достроить. Однако это решение было принято лишь осенью 1942 года. Оно и стало точкой отсчета для большинства слухов, легенд и противоречивых историй о завершении строительства здания.

Тогда возобновление работ в оперном театре удивило многих новосибирцев. Как известно, слухами земля полнится, и вскоре по городу поплыла молва - там строят уже не театр, а бункер для вождя всех народов Иосифа Сталина. По большому счету, предпосылок для таких разговоров было немало. Это и расположение Новосибирска в глубоком тылу, куда и немцы, и японцы вряд ли бы добрались даже при самом плохом раскладе. Это и колоссальные размеры театра.

- Естественно, что у такого здания подземных помещений не может не быть. И размеры их, конечно же, должны быть несоизмеримы с подвалами обычного дома, - замечает наш постоянный эксперт Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - У оперного театра действительно развитая сеть подземных коммуникаций. Так, достоверно известно, что раньше здание имело свою собственную котельную, расположенную примерно в районе нынешнего трамвайного кольца за театром. С самим оперным ее связывал подземный ход, а уголь подавался на вагонетках по рельсам. Все это в совокупности и могло породить миф, к примеру, о подземной ветке железной дороги.

Еще одна устойчивая легенда, связанная с театром оперы и балета, повествует о том, что достраивали его пленные немцы, отправленные в далекую Сибирь. Но оказалось, что и это не так.

- Военнопленные не могли там работать по одной простой причине - это был слишком важный объект, чтобы подпускать к нему солдат вражеской армии, пусть даже находящихся в плену, - говорит Сергей Филонов. - Мало того - туда не направляли даже заключенных. На строительстве работали обычные новосибирцы. Территория была оцеплена, по периметру стояли вышки… К тому же немецких солдат начали привозить в Новосибирск в 1944 году, когда все строительные работы в театре по сути уже завершались. Пленные занимались строительством заводов и жилых домов. Максимум, что они могли делать у оперного, - это вывозить со стройки землю и мусор.

С темой военнопленных перекликается еще один миф о «сибирском Колизее». Якобы все в тех же подвалах хранилась амуниция для советских диверсантов-смершевцев. И что еще долгие годы после войны подземелья оставались забитыми фашистской формой, винтовками «Маузер» и пистолетами-пулеметами «Шмайсер». На самом же деле в военное время оперный служил хранилищем не для обмундирования и оружия, а для сокровищ музеев Москвы, Ленинграда, Горького, Севастополя, Твери... У нас размещалась коллекция из Третьяковской галереи, Эрмитажа, уникальные скрипки из Большого театра. Кроме того, оперный стал домом для 22 различных учреждений. Кстати, даже в годы войны в театре иногда звучала музыка - так, в июле 1942 года Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Сам великий композитор приехал на премьеру и впоследствии говорил, что это исполнение было лучшим в то время. Впрочем, эта история заслуживает отдельного рассказа.

А 5 февраля 1944 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения театра. Открыт же театр был 12 мая 1945 года, сразу после объявления Германией капитуляции и завершения Великой Отечественной войны. Решено было ставить оперу Глинки «Иван Сусанин». Рассказывали, что и малая часть желающих не поместилась в огромном зале. На улице вокруг театра стояли толпы людей, окна были открыты. И когда хор начал исполнять: «Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля!», - весь зал встал и пел вместе с хором. А овации длились по времени дольше, чем вся опера. Это были аплодисменты мужеству и стойкости всего народа!

Но еще около десяти лет после первого спектакля внутренние помещения оперного перестраивались под нужды театрального учреждения. Сам же театр в это время не прекращал работу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к

News image

2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет...

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ (Lully)

Ж. Б. Люлли - один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра

Читать>>
News image

НИКОЛО ПОРПОРА (Porpora)

Итальянский композитор и вокальный педагог. Видный представитель неаполитанской оперной школы. Музыкальное образование получил в неаполитанской к...

Читать>>
News image

АРРИГО БОЙТО (Boito)

Итальянский композитор, поэт (псевдоним Тобиа Горрио, Gorrio), либреттист. В 1853-61 учился в Миланской консерватории у А. Маццукато. В 60-е гг

Читать>>