Из жизни великих:

Вагнер и вагнерианство

News image

Проблема Вагнера и вагнерианства была одной из наиболее острых и жгучих художественных проблем на протяжении второй ...

Интересные моменты из жизни композиторов

News image

Моцарт о своем жаловании всегда говорил, что ему дают слишком много за то, что он делает, но при этом этого слишком ...

Моцарт – «Волшебная флейта»

News image

Моцарт и «Волшебная флейта» связаны интересной судьбой – во-первых, это была последняя опера Моцарта. Она была законч...

Закулисье:

В Карабахе состоится 3-ий международный фестиваль юных

News image

В Нагорно-Карабахской Республике проходит по счету 3-ий международный фестиваль юных исполнителей классической музыки по...

Реконструкция БЗК в Москве закончится к июню 2011 года

News image

Основной этап реконструкции Большого зала Московской консерватории завершится к июню 2011 года. Первыми обновленный це...

Горящие туры и путевки из днепропетровска ktokuda.net.

Авторизация






Ровесник Победы
Классическая музыка - Музыкальные публикации

ровесник победы

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, безусловно, является символом нашего города. Но в преддверии 65-й годовщины разгрома гитлеровской Германии нельзя не вспомнить о том, что происходило в стенах нашего оперного в годы Великой Отечественной войны, о незримой нити, связывающей их. Заглянем же за кулисы времени и посмотрим на годы войны из-под купола «сибирского Колизея».

Сдача в эксплуатацию здания театра обещала быть самым громким событием 1941 года в жизни Новосибирска. Работы шли полным ходом, и уже 25 января музыканты оркестра радиокомитета исполнили в Большом зале оперного концертную версию оперы Чайковского «Иоланта» - с целью оценить акустику огромного здания. А открыть театр планировали 1 августа… Но после начала Великой Отечественной строительство, естественно, пришлось заморозить. Будущий «сибирский Колизей» вновь застыл в ожидании…

А Новосибирск тем временем стремительно превращался в один из главных оплотов тыла отчаянно сражающейся страны. Эвакуация началась практически сразу после начала войны, и многие здания молодого города были отданы организациям, работающим на нужды фронта. Не использовать огромные площади оперного театра было непозволительной роскошью, и все шло к тому, что здание необходимо достроить. Однако это решение было принято лишь осенью 1942 года. Оно и стало точкой отсчета для большинства слухов, легенд и противоречивых историй о завершении строительства здания.

Тогда возобновление работ в оперном театре удивило многих новосибирцев. Как известно, слухами земля полнится, и вскоре по городу поплыла молва - там строят уже не театр, а бункер для вождя всех народов Иосифа Сталина. По большому счету, предпосылок для таких разговоров было немало. Это и расположение Новосибирска в глубоком тылу, куда и немцы, и японцы вряд ли бы добрались даже при самом плохом раскладе. Это и колоссальные размеры театра.

- Естественно, что у такого здания подземных помещений не может не быть. И размеры их, конечно же, должны быть несоизмеримы с подвалами обычного дома, - замечает наш постоянный эксперт Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - У оперного театра действительно развитая сеть подземных коммуникаций. Так, достоверно известно, что раньше здание имело свою собственную котельную, расположенную примерно в районе нынешнего трамвайного кольца за театром. С самим оперным ее связывал подземный ход, а уголь подавался на вагонетках по рельсам. Все это в совокупности и могло породить миф, к примеру, о подземной ветке железной дороги.

Еще одна устойчивая легенда, связанная с театром оперы и балета, повествует о том, что достраивали его пленные немцы, отправленные в далекую Сибирь. Но оказалось, что и это не так.

- Военнопленные не могли там работать по одной простой причине - это был слишком важный объект, чтобы подпускать к нему солдат вражеской армии, пусть даже находящихся в плену, - говорит Сергей Филонов. - Мало того - туда не направляли даже заключенных. На строительстве работали обычные новосибирцы. Территория была оцеплена, по периметру стояли вышки… К тому же немецких солдат начали привозить в Новосибирск в 1944 году, когда все строительные работы в театре по сути уже завершались. Пленные занимались строительством заводов и жилых домов. Максимум, что они могли делать у оперного, - это вывозить со стройки землю и мусор.

С темой военнопленных перекликается еще один миф о «сибирском Колизее». Якобы все в тех же подвалах хранилась амуниция для советских диверсантов-смершевцев. И что еще долгие годы после войны подземелья оставались забитыми фашистской формой, винтовками «Маузер» и пистолетами-пулеметами «Шмайсер». На самом же деле в военное время оперный служил хранилищем не для обмундирования и оружия, а для сокровищ музеев Москвы, Ленинграда, Горького, Севастополя, Твери... У нас размещалась коллекция из Третьяковской галереи, Эрмитажа, уникальные скрипки из Большого театра. Кроме того, оперный стал домом для 22 различных учреждений. Кстати, даже в годы войны в театре иногда звучала музыка - так, в июле 1942 года Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Сам великий композитор приехал на премьеру и впоследствии говорил, что это исполнение было лучшим в то время. Впрочем, эта история заслуживает отдельного рассказа.

А 5 февраля 1944 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения театра. Открыт же театр был 12 мая 1945 года, сразу после объявления Германией капитуляции и завершения Великой Отечественной войны. Решено было ставить оперу Глинки «Иван Сусанин». Рассказывали, что и малая часть желающих не поместилась в огромном зале. На улице вокруг театра стояли толпы людей, окна были открыты. И когда хор начал исполнять: «Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля!», - весь зал встал и пел вместе с хором. А овации длились по времени дольше, чем вся опера. Это были аплодисменты мужеству и стойкости всего народа!

Но еще около десяти лет после первого спектакля внутренние помещения оперного перестраивались под нужды театрального учреждения. Сам же театр в это время не прекращал работу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме

News image

13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Монтеверди Клаудио Джованни Антонио

Монтеверди был итальянским композитором. Вместе с Мантуанским он отправился путешествовать по Европе, где и познакомился с новой европейской музыкой...

Читать>>
News image

Александра Николаевна Пахмутова

Александра Николаевна Пахмутова (р. 9 XI 1929, Бекетовка, близ Волгограда) - советский композитор. Нар. арт

Читать>>
News image

РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo)

...Мой отец был президентом Трибунала, моя мать была дочерью известного неаполитанского художника

Читать>>