Из жизни великих:

Вагнер. Работа в немецких оперных театрах

News image

После сравнительно успешного исполнения до-мажорной симфонии в Лейпцигском Гевандхаузе Вагнер мог рассчитывать на с...

Гениальная бессоница Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms)

News image

Хотя на многих портретах замечательный немецкий композитор ХIХ века Иоганнес Брамс предстает добродушным бородатым тол...

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

News image

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина является известным итальянским композитором, одним из самых крупных полифонистов ...

Закулисье:

Гражданская панихида по Фуату Мансурову состоится 18 ию

News image

Музыкальная общественность России и Татарстана понесла невосполнимую утрату. 11июня 2010 года после продолжительной бо...

В Бурятии назначен нового художественный руководитель т

News image

Министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков представил Антона Лубченко, который с 28 сентября назначен новым художественным...

Авторизация






Восьмой Московский Пасхальный фестиваль
Классическая музыка - Пресс-релизы событий

восьмой московский пасхальный фестиваль

С 19 апреля по 9 мая 2009 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве и 28 городах России пройдет VIII Московский Пасхальный фестиваль. Художественный руководитель – маэстро Валерий Гергиев.

Созданный по его инициативе в мае 2002 года и при поддержке Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, Фестиваль продолжает традицию Пасхальных музыкальных форумов, проходящих во всем мире. Известность Фестиваля неуклонно растет, что свидетельствует о его возрастающей роли в культурной жизни страны.

Московский Пасхальный фестиваль, это в первую очередь, благотворительная, региональная
и просветительская акция. В 2009 году в его программу включено 100 концертов, в которых принимают участие более 500 человек, выдающихся солистов и артистов музыкальных коллективов.

Благотворительность Восьмого Московского Пасхального фестиваля нацелена по традиции на социально незащищенные слои населения, учащихся и студентов, ветеранов ВОВ, музыкальную общественность. Это и концерты, которые пройдут в культурных центрах, детских домах и домах ветеранов, и дневные общедоступные выступления симфонического оркестра Мариинского театра для молодежи, студентов, преподавателей, которые состоятся 23 апреля в Свердловской Государственной Академической филармонии, 25 апреля в Московском государственном университете имени
М.В. Ломоносова
, 30 апреля в Беломорске, 4 мая в Ереване с участием В.А. Гергиева пройдет открытая репетиция Государственного молодежного оркестра Армении, традиционным ежегодным событием стал общедоступный праздничный концерт в День Победы 9 мая в Москве на Поклонной горе с участием симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, на котором, как правило, присутствуют более 250 тыс. слушателей. Наряду с этим, при поддержке друзей Фестиваля, Благотворительного фонда Валерия Гергиева будут выкуплены порядка 30% билетов и переданы
в социальные учреждения. Оставшаяся часть билетов будет реализована и через кассы залов, в которых будут проходить выступления, в целях сделать их доступными для широкой общественности.

Региональное направление VIII Московского Пасхального фестиваля охватывает громадный географический диапазон: от Мурманска до Хабаровска, от Якутска до Еревана. Всего же в концертной программе будет задействовано 28 городов. Из них концерты симфонической программы с участием прославленного симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева пройдут в 11 городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Казани, Беломорске, Мурманске, Петрозаводске, Великом Новгороде. Впервые с Пасхальной симфонической программой познакомятся жители Еревана. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета выступит в Ярославле.

Пасхальные песнопения пройдут в 26 храмах, из них в Москве состоятся концертные выступления на 5 концертных площадках и в 14 храмах. Исполнители хоровой программы посетят Калугу, Серпухов, Можайск, Коломну, Дмитров, Тулу, Александров, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Ярославль
и Зарайск.

В рамках камерной программы состоятся концерты в 9 городах, из них в Мирный, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и Тольятти артисты Академии молодых певцов Мариинского театра приедут впервые. Помимо концертов, программа будет включать мастер-классы по сценической речи
и итальянскому языку.

Региональный характер Фестиваля способствует приобщению далекого от столичных театров слушателя к музыкальным событиям высокого художественного уровня.

Новинка нынешнего Пасхального фестиваля – абонемент, который включает в себя два симфонических и один хоровой концерты. Абонемент создан совместно с Московской государственной академической филармонией. В рамках абонемента прозвучат произведения Н.Римского-Корсакова, Р.Вагнера, Г.Малера, П.Чайковского. Программы абонемента станут также шагом в просветительской и образовательной миссиях Фестиваля и позволят поклонникам симфонической музыки посетить знаковые концерты по доступным ценам.


Основу
Пасхального фестиваля составляют симфоническая, камерная, хоровая, звонильная программы и специальные проекты.

Главным действующим лицом симфонической программы Фестиваля по праву является прославленный симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Крупнейшая британская газета The Financial Times назвала оркестр Мариинского театра в числе десяти величайших оркестров мира. Корреспондент газеты The New York Times Энтони Томмасини отметил: «Размах и мощь Мариинского оркестра вырастают из органического богатства и весомой текстуры исполнения». «Под управлением Валерия Гергиева их игра была одновременно уверенной
и страстной». (The New York Times, 11.11.08).

Симфоническая программа включает в себя выступления ярчайших мировых звезд Анны Нетребко, Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Николая Цнайдера, Сергея Хачатряна.

Также, в числе участников Фестиваля 2009 года симфонический оркестр филармонии г. Тольятти, Государственный оркестр Саха-Якутии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия».
Фестиваль порадует в этом году своих поклонников премьерой новой постановки оперы В.Моцарта «Свадьба Фигаро», перевод либретто П.Чайковского. На открытии Фестиваля прозвучит мировая премьера сочинения Симфонический диптих Р.Щедрина.

Одной из ярких особенностей симфонических программ Московского Пасхального фестиваля было обращение к золотому фонду русской и мировой художественной литературы. В нынешнем году Фестиваль отразит в своей программе 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В частности, планируется исполнить комическую оперу Вячеслава Круглика «Коляска» по одноименной повести Н.В. Гоголя.

Хоровая программа Восьмого Московского Пасхального фестиваля состоит из 39 концертов силами 18 коллективов. Благодаря содействию Русской Православной Церкви стало возможным проведение хоровых концертов православной музыки в храмах столицы и других городов. Это позволяет Фестивалю обрести подлинное духовное содержание и стать светлым праздником для каждого верующего человека. Участники этого грандиозного культурного праздника получают возможность прикоснуться к атмосфере высокой духовности, осмысления древнего таинства. Наряду с хорами Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа и Самары свое искусство продемонстрируют коллективы из Армении, Эстонии, Литвы, Украины, Сербии. Женский хор «Le Mystere Des Voix Bulgares» (Болгария), неоднократный номинант
и обладатель премии «Грэмми», выступит в храмах Москвы и регионов, а также в рамках абонемента. Дебютантами в хоровой программе станут Камерный хор «Возрождение» из Южной Осетии
и Государственная хоровая капелла Абхазии.

По уже сложившейся фестивальной традиции музыканты-католики – Шауляйский Государственный камерный хор «Полифония» (Литва) – будут участвовать в православном праздновании (6 мая, МТКЦ Павла Слободкина), утверждая тем самым межконфессиональность.

Звонильная программа VIII Московского Пасхального фестиваля не оставит равнодушными никого. Освященный колокол, как известно, несет на себе благодать Господню. Искусство колокольных перезвонов, культура их восприятия формировалась веками. Гармоника, мелодика, содержательность звука колокола создают неповторимую атмосферу, уникальную акустику. Услышим мы колокольные звоны, помимо Москвы, в этом году в Петропавловской крепости и Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге:
1 мая там выступит знаменитый русский звонарь Игорь Коновалов, руководитель ансамбля звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя. Большой Пасхальный звон начнется в Москве 9 мая
в 12.00 с Храма Христа Спасителя. Он охватит 67 московских храмов и закончится в 14.00 в Храмах Иконы Казанской Божьей Матери и Василия Блаженного на Красной площади.

За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу Московского Пасхального фестиваля:
Пресс-секретарь: Касаткина Анна

тел./ф.: +7 (495) 988 7787

м.: 8(919) 762 8824

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Восьмой Московский Пасхальный фестиваль

Историческая справка

Московский Пасхальный фестиваль, основанный знаменитым дирижером Валерием Гергиевым, практически сразу занял значительное место в культурной жизни России. Созданный в мае 2002 года при поддержке Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, Министерства культуры Российской Федерации
и с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Московский Пасхальный фестиваль продолжает традицию Пасхальных музыкальных форумов, проходящих во всем мире. За семь лет Фестиваль завоевал репутацию одного из наиболее масштабных и серьезных музыкальных событий России и Европы. По мнению международной и центральной российской прессы, Московский Пасхальный фестиваль ежегодно становится кульминацией московского музыкального сезона, привлекая крупнейших артистов мира, представляя интересные и насыщенные программы и уделяя большое внимание благотворительным проектам. В 2003 году при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина Фестиваль стал Всероссийским. Афиша фестиваля, в первый год представлявшая всего 20 концертов, достигла внушительных размеров ─ каждый год в рамках музыкального форума проходит от 80 до 120 концертов и премьер. Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в рамках Фестиваля всегда представляет выдающиеся концертные
и оперные программы.

В первые годы Фестиваля были заложены основы, определившие дальнейшие тенденции развития фестиваля, теперь превратившиеся в традиции: благотворительность и просветительство. Реализуются эти направления посредством концертных программ: симфонической, камерной, хоровой, звонильной и специальных проектов в Москве и других регионах.

Симфоническая программа, начинавшаяся выступлением симфонического оркестра Мариинского театра в 5 регионах, к началу VIII Московского Пасхального фестиваля насчитывает,
не включая Москву, уже 20 городов. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Владикавказ, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Ижевск, Ханты-Мансийск, Тольятти, Самара, Великий Новгород, Череповец, Ярославль, Кострома и Киев.
И в некоторых городах оркестр уже побывал дважды.

За годы существования Московского Пасхального фестиваля в нём приняли участие несколько тысяч исполнителей из Европы и Азии. На Фестивале выступали величайшие музыканты, известные во всем мире, причем многие из них – впервые в России: Анна Нетребко (сопрано), Ольга Бородина (меццо-сопрано), Вадим Репин (скрипка), Юрий Башмет (альт), Михаил Плетнев (фортепиано), Владимир Галузин (тенор), Брин Терфель (бас-баритон Великобритания), Ланг Ланг (фортепиано, Китай), Владимир Фельцман (фортепиано, США), Виктория Муллова (скрипка, Австрия), Николай Цнайдер (скрипка, Дания-Израиль), Леонидас Кавакос (скрипка, Греция), Миша Майский (виолончель, Бельгия), Мари-Элизабет Хэккер (виолончель, Германия), Александр Торадзе (фортепиано, США), Ефим Бронфман (фортепиано, США), Кун Ву Пек (фортепиано, Южная Корея-Франция), хор и оркестр старинных инструментов Collegium Vocale Gent (Бельгия) под управлением Филиппа Херрвега, Кельнский камерный хор и оркестр Collegium Cartusianum (Германия) под управлением Петера Нойманна, прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина и многие другие.

Хоровая программа начиналась в 2002 году в Москве с 7 хоровых коллективов. На следующий год хоровые выступления прошли в 6 городах России. С каждым годом география фестивальных мероприятий расширяется. Артисты Фестиваля выступали в Новосибирске, Киеве, Красноярске, Архангельске, Мурманске, Майкопе, Ижевске, Череповце, Казани, Якутске и Зарайске; фестивальные концерты вновь состоялись в Александрове, Владикавказе, Калуге, Краснодаре, Красноярске, Муроме, Ростове Великом, Серпухове, Твери, Туле, Тольятти, Ульяновске, Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день 18 хоров выступят в 39 концертных программах. В 26 храмах будут исполнены пасхальные песнопения.

В рамках камерной программы в 2003 году состоялись выступления Ларисы Гергиевой, Анатолия Кузнецова, Екатерины Семенчук, Андрея Илюшникова в 7 городах России: Костроме, Ярославле, Тюмени, Вологде, Омске, Томске, Северске. В нынешнем году 9 городов планируют объехать артисты Академии молодых певцов Мариинского театра. Среди них впервые концерты камерной музыки прозвучат в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Мирном.

Фестиваль стал крупнейшим музыкальным событием в культурной жизни столицы, охватив сразу несколько областей музыкального искусства: от концертов симфонической музыки до храмового песнопения. Кроме того, москвичи познакомились со старинными Пасхальными звонами в исполнении лучших российских звонарей. Именно тогда, в 2002 году, в рамках звонильной программы впервые
с 1917 года появились вереницы колокольных звонов, передававших эстафету от одного храма к другому, звуча в разных районах исторического центра Москвы. Это удивительное по силе воздействия музыкальное явление не только наполняет благодатью и покоем души христиан, но и вселяет надежду, укрепляет веру, утверждает истину духовного возрождения.

Таким образом, Московский Пасхальный фестиваль ежегодно вносит существенный вклад
в музыкальную культуру, приобщая россиян к высокому искусству, возвышая ценность духовного, вечного, высокого. В фестивальных программах удачно соединились религиозный праздник и светское мероприятие. А благотворительное, просветительское и, впоследствии, региональное направления сделали этот музыкальный форум уникальным явлением.

Московский Пасхальный фестиваль во время своего прохождения в столице еще не имел порядкового номера. «Первым» он стал именоваться постфактум: благодаря огромному общественному резонансу, вызванному музыкальными событиями мая 2002 года, фестиваль было решено проводить ежегодно. Каждый Пасхальный фестиваль посвящен творчеству великих композиторов-классиков русской и мировой культуры. Произведения С.Прокофьева стали неотъемлемой частью фестивальных концертов 2003 года.

Центральным событием Второго Московского Пасхального фестиваля была постановка оперы М.Мусоргского «Борис Годунов» на Соборной площади Кремля. Слушателям особенно запомнилось это выступление: в день концерта погода резко испортилась, похолодало, полил дождь. Струнные инструменты были заменены роялем, но хор, солисты и артисты симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, несмотря на непогоду, держались до конца и исполнили оперу блестяще.

Третий Московский Пасхальный фестиваль впервые представил обширную программу региональных концертов, проведенных в 9 российских городах. Репертуарной основой фестивальных программ вновь стала русская музыка. В афише фестиваля наряду с крупнейшими отечественными композиторами – П.Чайковским, И.Стравинским, С.Рахманиновым, представлены имена М.Равеляи Я.Сибелиуса, тесно связанных с русской музыкальной культурой. Особое место в программе Фестиваля принадлежало С.Прокофьеву – оркестр Мариинского театра представил все семь симфоний композитора, крайне редко исполняющихся единым циклом. В рамках цикла концертов «Дни Баха в Москве» артисты Фестиваля обращались к наследию И.Баха – важнейшей фигуры для всех поколений российских музыкантов.

Программа Четвертого Московского Пасхального фестиваля была посвящена знаменательной дате в отечественной истории – 60-летию Великой Победы. Два специальных проекта Фестиваля стали частью празднования 60-летия со дня окончания Второй мировой войны: в Театре Российской армии артисты Мариинского театра представили оперу С.Прокофьева «Война и мир»
в постановке А.Кончаловского с участием Анны Нетребко; 7 мая в Большом зале Консерватории и 9 мая на Поклонной горе под управлением маэстро Гергиева выступили симфонический оркестр Мариинского театра и специально созданный Объединенный молодежный оркестр стран-участниц Второй мировой войны, соединяющий молодых талантливых музыкантов разных стран и символизирующий стремление всего мирового сообщества к миру без войны.

Пятый Московский Пасхальный фестиваль был приурочен к знаменательной дате в истории музыки – 100-летию со дня рождения Д.Шостаковича. Московская ретроспектива сочинений мастера стала вершиной масштабного международного проекта Валерия Гергиева, посвященной юбилейной дате – программы музыки Д.Шостаковича, инициированные дирижером, прошли в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Пекине, Токио, Риме, Лос-Анджелесе, Санкт-Петербурге и других мировых музыкальных столицах. В программах последующих лет музыка Д.Шостаковича была представлена в контексте творчества его современников – И.Стравинского, С.Прокофьева, Б.Бартока.

В Москве, на сцене открывшегося после реконструкции Музыкального театра
им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, в исполнении маэстро Гергиева и Мариинского театра прозвучали опера «Нос» и избранные сочинения из симфонического наследия композитора. Следует также отметить, что жители Новосибирска и Красноярска познакомились с новейшими работами театра – спектаклями «Фальстаф» и «Набукко» Д.Верди. А для фестивальных дней в Киеве был подготовлен специальный проект – «Киевская Русь». За четыре дня фестиваля солисты, хор
и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнили в Киеве пять произведений: «Путешествие в Реймс» Д.Россини (сценическую версию), Концерт №3 для фортепиано
с оркестром С.Рахманинова (фортепиано – А.Володин), «Парсифаль» Р.Вагнера (сценическую версию), Концерт для фортепиано с оркестром №1 С.Прокофьева, Концерт для скрипки с оркестром Д.Шостаковича и «Валькирию» Р.Вагнера (III акт) с участием знаменитого баса-баритона Брина Терфеля.

Шестой Московский Пасхальный фестиваль отмечал 125-летие со дня рождения И.Стравинского. Сочинения выдающегося русского композитора, как хорошо известные (триада русских балетов – «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и опера-оратория «Царь Эдип»), так и редко исполняемые («Симфония in C», «Свадебка», «Симфония в трех движениях», кантата «Звездоликий»), являлись центром обширной ретроспективы музыки первой половины ХХ века – одного из самых ярких
и многообразных периодов в истории музыкальной культуры. Наряду с опусами И.Стравинского в нее входят сочинения К.Дебюсси («Мученичество Св. Себастьяна», «Ноктюрны», «Послеполуденный отдых фавна», «Море»), Г.Малера и опера «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева (в новой сценической версии Мариинского театра). В программе также уделялось внимание предшественникам – старшим коллегам И.Стравинского – А.Бородину («Богатырская симфония»), Н.Римскому-Корсакову («Шeхеразада», увертюра «Светлый праздник»), П.Чайковскому («Скрипичный концерт»), повлиявшим на формирование музыкального языка композитора.

Были представлены фрагменты из тетралогии «Кольцо Нибелунга» Р.Вагнера с участием ведущих солистов Мариинской оперы – проекта, который стал одним из крупнейших и наиболее успешных в новейшей истории театра.

Седьмой Московский Пасхальный фестиваль отразил в своей программе 225-й театральный сезон и 20 лет, как маэстро Валерий Гергиев стал главным дирижером Мариинского театра.

В свой юбилейный сезон Мариинский театр представил публике панораму лучших спектаклей
и премьер: сюиту из балета «Конёк-горбунок» Р.Щедрина, увертюры к операм «Майская ночь» и «Царская невеста», сюиту из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова, фрагменты из оперы-мистерии «Великий инквизитор» («Братья Карамазовы») А.Смелкова.

Обширная программа Восьмого Московского Пасхального фестиваля охватывает уже 28 российских городов. Впервые фестиваль придет в нынешнем году в Ереван. Программа 2009 года отразит 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В частности, планируется исполнить комическую оперу Вячеслава Круглика «Коляска» по одноименной повести Н.В.Гоголя.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в з

News image

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн...

Гидон Кремер привезет на фестиваль Юрия Башмета скрипку

News image

V Фестиваль Юрия Башмета пройдет в Минске с 6 по 13 октября. - Вместе с артистами в Минск прибудут раритетные музыкаль...

Северные цветы расцветут в пяти городах России

News image

С 17 октября по 1 ноября 2010 года в Петербурге, Мурманске, Великом Новгороде и Петрозаводске будет проходить XI Между...

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Варламов Александр Егорович

Этот известный человек был русским композитором, педагогом вокала и певцом. У Александра Егоровича расцвет творчества произошел после дебюта пье...

Читать>>
News image

ПЕТР ПЕТРОВИЧ БУЛАХОВ

...талант его растет с каждым днем, и, кажется, г

Читать>>
News image

ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet)

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - Кармен - до сих пор остается одной из са...

Читать>>