Из жизни великих:

Биография Ганса фон Бюлова (Hans von Bulow)

News image

Ганс (Гвидо) барон фон Бюлов (Hans von Bulow) (8.1.1830, Дрезден, - 12.2

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСТВА

News image

емецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворн...

Бетховен. Последние годы

News image

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с преж...

Закулисье:

Томский симфонический оркестр выступал в 3-х сельских р

News image

Жители из районов Колпашевского, Асиновского и Первомайского районов смогли прослушать музыку Томского академического си...

Липецкий симфонический оркестр обрёл нового дирижёра

News image

Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков. Как р...

Авторизация






Лебединые песни
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

лебединые песни

Если последнее сочинение Оливье Мессиана Озарения потустороннего мира записывалось считанное количество раз, то Песнь о земле Густава Малера насчитывает десятки записей. Однако на китайском языке Малера до сих пор не пели, а прославленный Венский филармонический оркестр прежде к Мессиану практически не обращался. Поэтому обе новые записи представляют несомненный интерес.

Между последним сочинением Мессиана и одним из предсмертных шедевров Малера мало общего, хотя парадоксальным образом оба творения европейских композиторов связаны с Америкой. Озарения написаны в конце ХХ века по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра -- того самого, которым в начале столетия руководил Малер, когда писал Песнь о земле .

Густав Малер. Песнь о земле (BIS). Работая директором и дирижером Королевской оперы в Будапеште, Малер боролся за исполнение опер на венгерском языке, понятном местному населению. По тем временам это был весьма передовой подход, хотя с тех пор вроде бы все согласились с тем, что вокальные сочинения создаются с расчетом на музыку того или иного языка и потому должны исполняться на языке оригинала. В то же время, например, существует Английская национальная опера, где по-английски поют Моцарта, Верди, Берга и Яначека. Оба пути имеют право на существование, и нет ничего удивительного в том, что вокальную симфонию Малера Песнь о земле наконец решили записать на китайском языке. Ведь в основу этого шедевра легла именно китайская поэзия, хотя Малер знакомился с ней по немецкому пересказу французского перевода.

Начинать знакомство с Песней о земле с этой записи не стоит, но если вы слышали хотя бы два-три исполнения малеровской лебединой песни на ее родном, немецком языке, то можете рискнуть. Вначале полный шок: Сингапурский симфонический оркестр играет великолепно, певцы Нинь Лян и Уоррен Мок ничуть не уступают именитым европейским коллегам, но китайский язык, если только вы его не изучали, заставляет вас до боли знакомую музыку воспринимать как марсианскую. И все же в финале происходит чудо: Прощание -- последняя часть, по поводу которой Малер опасался, не будет ли она побуждать слушателей к самоубийству, настолько завораживает зловещими соло гобоя, флейты, фагота, что незнакомый язык уходит на второй план, ничуть не мешая воспринимать музыку одну из лучших на свете.

Оливье Мессиан. Озарения потустороннего мира (Kairos). В годы работы в Гамбургской опере дирижер Инго Мецмахер прославился не только яркими постановками, но и новогодним циклом Кто боится музыки ХХ века . В его рамках состоялось шесть вечеров, идея которых была позаимствована у знаменитых Венских новогодних концертов. Только вместо вальсов, маршей и полек оркестр играл короткие пьесы Шостаковича, Прокофьева, Айвза, Адамса, Пярта, Гершвина. Так Венский филармонический оркестр служил Мецмахеру объектом добродушной пародии. Теперь же маэстро, превратившийся из молодого радикала в одного из ярчайших дирижеров Европы, естественным образом попал за пульт прославленного коллектива.

Первым плодом их сотрудничества стала запись сочинения Оливье Мессиана Озарения потустороннего мира , сделанная к столетию композитора (оно отмечалось три месяца назад). В предсмертном сочинении гения и вправду есть что-то потустороннее, в частности необычно звучащая оркестровка: помимо струнных, медных и ударных -- десять флейт, десять кларнетов, четыре фагота и три гобоя. Здесь почти нет контрастов и громких всплесков, по преимуществу это негромкая и неспешная музыка, особенно в интерпретации Мецмахера, чьи темпы еще медленнее общепринятых. Своеобразная антитеза завещанию Малера: тоже прощание, но умиротворенное, без надрыва и даже не без улыбки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo)

...Мой отец был президентом Трибунала, моя мать была дочерью известного неаполитанского художника

Читать>>
News image

АРРИГО БОЙТО (Boito)

Итальянский композитор, поэт (псевдоним Тобиа Горрио, Gorrio), либреттист. В 1853-61 учился в Миланской консерватории у А. Маццукато. В 60-е гг

Читать>>
News image

МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ БАЛАНЧИВАДЗЕ

М. Баланчивадзе вошел в историю музыкальной культуры как один из основоположников грузинской композиторской школы. Активный общественный деятель, яр...

Читать>>