Из жизни великих:

Чайковский о «Нибелунгах»

News image

П. И. Чайковский, прослушавший всю тетралогию в Байрейте в 1876 году, писал в своих воспоминаниях по поводу лейтмотивн...

Происхождение. Детство и юность

News image

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фла...

Интересные эпизоды, которые происходили в жизни компози

News image

1. О своих доходах Моцарт как-то написал, что он получает слишком много за то, что он делает и при этом слишком мал...

Закулисье:

Ушел из жизни прославленный дирижер Фуат Мансуров

News image

Сегодня ночью на 83-м году жизни скончался главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ, народный артис...

Театр оперы и балета Беларуси представит восстановленны

News image

3 июня на сцене театра оперы и балета будет представлен восстановленный и адаптированный к новой сцене спектакль Хова...

Авторизация






Филармония в сетях. В России создано театральное кибер-пространство
Классическая музыка - Музыкальные публикации

филармония в сетях. в россии создано театральное кибер-пространство

Вслед за Московской филармонией по крайней мере два крупных учреждения культуры России приступают к музыкальным трансляциям в Интернете. Одно из них - Свердловская филармония, другое - Мариинский театр в Петербурге.

Интернет стал необходимой средой для многих крупных театров, музеев и филармоний. Зрители все реже читают бумажные афиши на улицах и покупают билеты в кассе. Они ищут анонсы на сайтах нужных театров и тут же приобретают или по крайней мере заказывают билеты. Мы провели исследование и выяснили, что более половины зрителей, пришедших на один из концертов, узнали о нем через Интернет. Мы поняли, что старые возможности - афиши, радио и телевидение - понемногу уходят на второй план. Люди покупают билеты через нашу систему в Интернете. У нас существуют SMS-рассылки, e-mail-рассылки, на сайтах ведется анкетирование. Используем социальные сети, в том числе Twitter , выкладываем нашу информацию на YouTube . Интерес к этому большой , - говорит руководитель управления по развитию Мариинского театра и реализации инновационных программ Вячеслав Лупачев.

Но зритель может просто уйти в Сеть , забыть о существовании реальных концертных и театральных залов. В ответ сами учреждения культуры ринулись туда же. Их руководители осознали, что в Сети можно найти не только зацепки для старого и постоянного зрителя, но и привлечь новых посетителей, пусть виртуальных. В конце концов, далеко не каждый способен ездить по лучшим мировым фестивалям и даже просто по культурным столицам . Из российской глубинки хоть три года скачи - ни до какого государства не доедешь , а ведущие театры и оркестры находятся всего в нескольких городах. Интернет делает театры и концерты доступными повсюду, даже там, куда в советское время не выбирались походные бригады колхозной самодеятельности. Пока, конечно, в идеале: в стране, где еще не решена проблема телефонизации, триумфальное шествие Интернета - перспектива.

Развитие системы трансляций спектаклей и концертов идет двумя путями. Один связан с высококачественной передачей изображения и звука на большие экраны в специальные залы. Метрополитен Опера уже несколько лет транслирует свои спектакли в оборудованные кинотеатры больших городов (в этом году такие трансляции опробованы и в России). Другое направление - выход на рядового потребителя культурных услуг , использующего простой домашний Интернет.

Около года назад в Мариинском театре создана студия аудиозаписи, на тот момент (а может быть, еще и сегодня) - самая совершенная в России. Под брендом Мариинский выпускаются произведения, записанные в его залах. Первые же диски ( Нос , 1-я и 15-я симфонии Шостаковича) в конце 2009 года получили пять премий Грэмми . Технику для съемки видео высокой четкости (HD video) театр приобрел одним из первых в стране, на федеральные средства. Уникальная аппаратная была по просьбе Мариинки модернизирована, чтобы улучшить аудиопараметры записей и материалов, идущих в прямой эфир. Вячеслав Лупачев называет эту технику самой совершенной в мире.

Несколько спектаклей уже записано на видео, в расчете на предстоящие трансляции. Для них создан новый сайт, на основе HD-технологий media.mariinsky.ru. В студии есть звукорежиссер, редактор и видеооператор. Оборудуется мини-студия, в которой можно будет снимать интервью - и тут же передавать в эфир. Через новый сайт radio.mariinsky.ru начаты прямые, пока эпизодические, аудиотрансляции в Интернете. Театр начал с самых простых (с точки зрения организации и проблем с копирайтом) органных концертов. Каждая передача занимает около двух с половиной часов.

Одновременно Мариинский театр готовится к трансляциям концертов в кинотеатры примерно 50 городов России. Предварительные договоренности с ними об этом уже достигнуты. Передвижной телевизионный комплекс спроектирован специально для театра и может работать и в других городах, во время гастрольных выступлений.

Кроме того, при поддержке Всемирного банка создана автоматическая система управления спектаклями. Теперь мы можем в полуавтоматическом режиме составлять бизнес-план театра, учитывая для каждого спектакля, какие солисты будут участвовать, нужен ли хор, где находятся декорации, будут ли они готовы такого-то числа, в такое-то время, - говорит Вячеслав Лупачев. - Все цеха заносят туда информацию - и режиссерское управление получает сведения, можно ли провести спектакль в этот день: все солисты есть, декорации есть; или зажигается красная лампочка - все есть, вот только декорации на гастролях, они вернутся через пять дней после нужного срока. Это большая работа по составлению паспортов всех спектаклей в электронном виде. Есть и человеческая проблема: люди не во всех цехах хорошо знакомы с компьютером, нужно учить. Но мы уже начинаем вводить в жизнь эту систему . Она позволяет и артистам театра, выезжающим на гастроли или занятым в Петербурге, входить в нее с компьютеров на любом континенте, чтобы уточнить график выступлений или связаться с приглашенным режиссером, который готовит постановку дистанционно и лишь время от времени приезжает для репетиций. Впрочем, и самими репетициями теоретически уже можно руководить онлайн.

В этом же направлении развивается и Свердловская филармония. Здесь поставили задачу создать целый комплекс виртуальных услуг, прежде всего для жителей своего региона, хотя и не только для них. Мы создали в Свердловской области восемь филиалов виртуального концертного зала. Базой стали библиотеки - центры культуры в маленьких городах с населением 10 - 30 тысяч человек, - расшифровывает политику филармонии ее директор Александр Колотурский. - Туда через компанию Уралсвязьинформ , обеспечивающую поток 40 гигабайтов в секунду, мы подвели специальные каналы, потому что формат нашего виртуального концертного зала - High Definition (Full HD). Это очень высокий стандарт качества звука и картинки, то, чего на нашем телевидении еще нет. Мы нашли фирму, единственную в России, которая обладает программным обеспечением (это их изобретение), чтобы такой поток, который дает Full HD, можно было сформировать, отправить в обычные сети, а абонент получал бы их на скорости всего-навсего два гигабайта в секунду, хотя каждый концерт занимает терабайты. Второй провайдер, с учетом развития не только в Интернете, - Ростелеком. Уже есть договоренность, что наш сервер будет стоять там. Мы ведем разговор с фирмой, которая предоставляет кабельное телевидение для 70 тысяч квартир. Каждый провайдер тащит к нам оптоволоконный кабель, чтобы не обрушился наш сайт. Потому что иначе, если все зайдут к нам одновременно, сайт обрушится, как это было в первый день трансляций в Берлине: там не ожидали большого наплыва посетителей со всего мира .

Пока желанием работать с трансляциями концертов горят немногие телекомпании, поскольку средства, которые предстоит вложить на начальной стадии работ, довольно велики, а моментальной окупаемости ждать не приходится. Оказалось, что предложенный концертной организацией формат трансляций опережает технические возможности электронных сетей, причем самое узкое место - последний метр до потребителя.

Пока мы - единственные в мире, кто дает Full HD не в записи, а онлайн, - продолжает Александр Колотурский. - У нас семь камер в зале (пять стационарных и две переносных), режиссер может ими управлять. Есть экран. Картинка идет одновременно с пяти камер в Интернет. На мониторе компьютера - одна большая картинка и пять маленьких. И человек - сам себе режиссер: он мышкой будет выбирать ту камеру, тот ракурс, который хочет видеть во время концерта. Технологии уже все есть, мы их опробовали .

В библиотеках установлены большие экраны. Это первый такой проект в стране. На его внедрение пошли деньги федерального, регионального бюджетов и около 10 млн рублей, заработанных самой филармонией. Дальнейшее продвижение Александр Колотурский связывает с государственным заказом филармонии на предоставление культурных услуг: Мы создаем прецедент - показываем государству, что такая услуга существует, она качественная - и хотим предложить государству купить ее .

Пока трансляции не стоят зрителям ни копейки, отчасти из-за того, что не решены некоторые правовые вопросы, в том числе связанные с авторским правом. Это обстоятельство обеспечивает не только большую доступность концертов для провинциальных зрителей, доходы которых заметно ниже, чем у населения региональных столиц. Оно создает и элементы гражданского общества, только ориентированные не на политическую, а на культурную жизнь. Люди на местах формируют общества - Филармонические собрания, - рассказывает Александр Колотурский. - Их участники сами создают из предложенных трансляций и записей филармонический сезон. Мы им предлагаем 10 записей, сделанных в течение года, а они сами выбирают, как будут смотреть их - онлайн, офлайн (все это наша техника позволяет). У нас есть волонтерская служба. С лидерами этого движения мы заключаем договоры. Они отвечают за организацию, проведение, продвижение, приглашение специалистов, которые могли бы прокомментировать показы (есть же, например, в городах музыкальные школы) .

Министерство культуры России предполагает создать в малых городах сеть специальных залов, в которых будут транслироваться спектакли ведущих театров страны, - ведь средств на гастроли недостаточно. Главное, чтобы это не превратило искусство в его суррогат, в вынужденное лекарство от бедности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве

News image

13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Лоренцо Да Понте (Da Ponte)

Лоренцо Да Понте (Da Ponte) (настоящее имя и фамилия - Эмануэле Конельяно, Conegliano) (1749-1837) - итальянский писатель-либреттист. При крещении с...

Читать>>
News image

РИХАРД ВАГНЕР (Wagner)

Р. Вагнер - крупнейший немецкий композитор XIX столетия, который оказал значительное влияние на развитие не только музыки европейской традиции, но и...

Читать>>
News image

СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВАСИЛЕНКО

Композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель С. Василенко сложился как творческая индивидуальность в дореволюционные годы. Главной ...

Читать>>