Из жизни великих:

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ БЕТХОВЕНА

News image

От соль-минорной симфонии Моцарта пятую симфонию Бетховена отделяют 20 лет, а от «Лондонских симфоний» Гайдна — и того...

Людвиг ван Бетховен

News image

немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму...

Биография Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Em

News image

Карл Филипп Эммануил Бах (Bach), второй сын И. С. Баха, известный под именем Берлинский или Гамбургский Бах (8.3

Закулисье:

В Москве Дмитрий Хворостовский даст сольный концерт

News image

Всемирно известный российский баритон Дмитрий Хворостовский даст сегодня вечером сольный концерт для отечественных люб...

Воронежский симфонический оркестр открыл юбилейный сезо

News image

10 сентября Академический симфонический оркестр Воронежской филармонии открыл свой 85-й концертный сезон. Как сообщ...

Авторизация






Опера в кино
Классическая музыка - Музыкальные публикации

опера в кино

Нынче в Санкт-Петербурге послушать оперу можно не только в четырех оперных театрах (плюс один детский), но и в кинотеатре «Джем-холл» на Каменноостровском — на широком экране. Об этом заявили Вадим Кондратенко, директор и совладелец кинотеатра, и Олег Березин из компании «Невафильм» на пресс-конференции, состоявшейся в небольшом уютном зале «Джем-холла» с мягкими розовыми диванами.

Родоначальник идеи оперы в кино, нью-йоркская Метрополитен-опера с гордостью рапортует: пошел пятый сезон, как трансляции ее спектаклей покоряют мир. В нынешнем году оперную продукцию «Мет» покажут в 800

кинотеатрах 35 стран. Стоимость одной трансляции составляет около миллиона долларов. В то же время трансляция представления, посвященного 125-летию Метрополитен, принесла его организаторам шесть с лишним миллионов долларов. Говорят, в последнее время театр испытывал финансовые трудности, руководству пришлось сократить свои зарплаты на 10 процентов, дошло до того, что заложили два гобелена Марка Шагала (из тех, что висят в фойе). Но так, глядишь, на трансляциях и восполнят убытки.

Правда, мы в этом мало чем американцам можем помочь: нужны кинотеатры, оснащенные всем необходимым, чтобы прокатывать оперу в HD DVD, а у нас их пока мало. В Питере начали 13 октября 2009 года «Травиатой» из Ла Скала, во Владивостоке тот же дистрибьютор показал «Триптих» Пуччини («Плащ», «Сестра Анжелика» «Джанни Скикки») и «Аиду» Верди также из Ла Скала. В Таллине крутят в кино оперу из «Мет» да в Риге начали. Пока всё, если говорить о постсоветском пространстве. Для сравнения: в Финляндии оперу на киноэкране можно посмотреть в семи городах.

Презентацию проекта в «Джем-холле» удалось ловко совместить со встречей с Ферруччо Фурланетто, знаменитым итальянским басом, который как раз находился поблизости: в феврале он трижды выступает в Концертном зале Мариинки (сольный концерт с русской программой, «Реквием» Верди и «Дон Кихот» Массне). Конечно, Фурланетто отвлек внимание журналистов и публики на себя — как величина мирового значения и в силу общей импозантности. Журналисты спросили у Фурланетто и про любимую арию, и про то, на какой сюжет написал бы он сам оперу, если бы вдруг собрался. Кто-то даже поинтересовался, согласился ли бы Фурланетто спеть в Михайловском театре. Прекрасный бас отвечал на все вопросы политкорректно: сказал, что в Михайловском с удовольствием споет, если выдастся время; заверил, что в принципе не против и мюзиклов, ему и не такое предлагали. О репертуаре своем заметил, что он уже не в том возрасте, чтобы скакать по сцене, и потому предпочитает петь сейчас не Моцарта, как раньше, а вердиевские партии и «Дон Кихота».

Только раз истинная натура пылкого итальянца прорвалась наружу — когда речь зашла о Ла Скала. Мы услыхали и о скандалах, и о тенорах, вводимых в спектакль без репетиций, и о некой прослойке публики на галерке, готовой освистать кого угодно и что угодно. Все это Фурланетто поведал без утайки.

Кульминационным пунктом презентации был показ отрывка оперы Верди «Дон Карлос» из лондонского Ковент-Гардена, а именно арии короля Филиппа (Ферруччо Фурланетто) и сцены со слепым инквизитором (Эрик Хальфварсон) из четвертого акта. То есть сначала показали прелюдию к спектаклю: собранное лицо дирижера Антонио Паппано, пробирающегося сквозь оркестровую яму на свой постамент; яркий свет; улыбку публике, поклон оркестру. Обычно все это проходит мимо зрителей, шелестящих в эти секунды программкой («а кто дирижирует-то сегодня?»).

Затем увертюра, и сразу — мрачный кабинет короля Филиппа в Аранжусе; Фурланетто, сидящий с душераздирающим выражением лица за письменным столом. Отчасти из-за такой близко показанной, преувеличенной сценической мимики все это было немного похоже на немое кино («Ляля, не мучьте Жоржа»), но затем Фурланетто запел, и сразу стало интересно. Не просто потому, что голос красивый — в его пении чувствовалась настоящая драма. Было понятно, что из этой ситуации ну просто нет хорошего выхода.

Дело еще усугубилось приходом слепого инквизитора (великолепный грим, Хальфварсон был просто страшен!), которого вели под руки двое монахов в серых одеяниях, а сам он, в жуткой красной сутане, переваливался, как утка, с боку на бок и время от времени тряс рукой, изображая болезнь Паркинсона. В кульминационный момент инквизитор схватил в руки распятие, а король Филипп, обнаружив противостояние церковной и государственной власти, — кинжал. В общем, было на что посмотреть.

Кондратенко, говоря о новом проекте, упоминает о «реальном большом погружении»; о том, что прибыли от оперы не ждет, но и убытков терпеть не намерен; что на дневные сеансы планирует водить школьников. После «Травиаты» здесь уже показывали «Кармен» из Ла Скала, в кинотеатре был аншлаг. В целом организаторы настроены оптимистично в отношении популяризации классического искусства. Правда, стоимость билета на такой сеанс (700—1000 р.) сопоставима с ценой билета в оперный театр.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти

News image

29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк...

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Кюи Цезарь Антонович

Кюи был русским композитором, военным, музыкальным критиком и специалистом в области фортификации. Начиная с 1857-го года, он стал преподавателем,...

Читать>>
News image

ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ КЮИ

Ц. Кюи - русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества Могучей кучки , крупный у...

Читать>>
News image

АНТОН СТЕПАНОВИЧ АРЕНСКИЙ

Музыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три чет...

Читать>>