Из жизни великих:

Митридат, царь Понтийский

News image

В год юбилея Моцарта немецкая компания Deutsche Grammophon вынула из запасников настоящие драгоценности - серию фильм...

<<Тангейзер>> в Париже.

News image

Закончив <<Тристана и Изольду>>, Вагнер, находившийся еще в положении политического беглеца, начал хлопота...

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ БЕТХОВЕНА

News image

Детство. Людвиг ван Бетховен (приставка «ван» к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора) роди...

Закулисье:

Президент наградил солистку Мурманской филармонии

News image

Указом Президента РФ № 914 от 19 июля 2010 года медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени награждена ГИВА...

Мариинку-2 пообещали открыть летом 2012 года

News image

Вторая сцена Мариинского театра будет открыта в сезон белых ночей 2012 года, заявил глава Северо-Западной дирекции по ...

Авторизация






Как Мендельсон обработал Шостаковича
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

как мендельсон обработал шостаковича

Три года назад музыкальный мир отметил 250-летие Моцарта и 100-летие Шостаковича. Всевозможных переизданий, антологий, новых интерпретаций их музыки тогда появилось столько, что добавить к этому, казалось, больше нечего. Однако у обоих композиторов остались хорошо известные сочинения, которые даже после юбилейной лихорадки можно исполнить неожиданным образом. В этом убеждают новые записи шедевров Моцарта и Шостаковича, появившиеся с тех пор по инициативе гобоиста Алексея Уткина и скрипача Гидона Кремера.

Дмитрий Шостакович. Сонаты для скрипки и альта (Deutsche Grammophon). Два шедевра позднего Шостаковича -- Скрипичная и Альтовая сонаты -- звучат в обработке для солирующего инструмента с оркестром. Что касается аранжировки Альтовой сонаты для струнных и челесты, она хорошо известна: ее сделал и впервые записал около 20 лет назад альтист Владимир Мендельсон, известный солист, преподаватель и ансамблист, выступающий с Мишей Майским, Гидоном Кремером, Давидом Герингасом и другими музыкантами мирового класса. Великолепная обработка напоминает о том, что в средней части сонаты -- последнего сочинения Шостаковича -- он цитирует собственную неоконченную оперу Игроки (факт, ставший известным уже после смерти композитора).

Новая запись версии Мендельсона интересна в первую очередь тем, что ее сделал Юрий Башмет, игравший сонату еще с самим Святославом Рихтером. Более любопытна Скрипичная соната, превратившаяся в обработке для струнных и ударных как бы в еще один скрипичный концерт Шостаковича. Один из аранжировщиков -- ударник Андрей Пушкарев, чьи барабанная дробь и ксилофон во второй части звучат на удивление уместно, словно так и задумал композитор. Сольную партию играет Гидон Кремер; он же выступает в роли дирижирующего концертмейстера, под чьим управлением Кремерата Балтика звучит просто блестяще. Запись сделана на концерте в Большом зале Консерватории, где сонату обрамляли сочинения Леонида Десятникова и Гии Канчели.

Гидон Кремер. Малер и Шостакович (ECM). Еще раз Кремер и Кремерата , еще раз поздний Шостакович. Этот диск естественно было бы объединить с предыдущим в двойной альбом, если бы не фирменный саунд (у двух звукозаписывающих компаний он абсолютно разный) и не более чем скромный результат. Программа начинается также с обработки: адажио из Десятой симфонии Малера в аранжировке Ханса Штадльмайра для струнных. Хотя изначально музыка предназначена для огромного оркестра, она и в исполнении камерного состава звучит органично, приближаясь к Ночи просветленной Шенберга и Метаморфозам Штрауса. Адажио -- завещание Малера, первая часть симфонии, работу над которой прервала смерть, -- играет здесь роль предисловия к одному из последних сочинений Шостаковича: Четырнадцатой симфонии, прообразом которой послужила малеровская же Песнь о земле .

Симфония Шостаковича, записанная на концерте в венском Мюзикферайне, каких-либо метаморфоз не претерпела, но Кремер с командой оригинальны и тут: они исполняют без дирижера сочинение, где он необходим. Иногда Кремерате удаются подобные фокусы -- например, сложнейший Дивертисмент Бартока коллектив умудряется играть не только без дирижера, но даже в отсутствие Кремера за первым пультом. Четырнадцатая без Кремера не обошлась, однако дирижера все равно не хватает, и это не лучшая запись симфонии. Однако исполнителям нельзя не отдать должное -- они совершили настоящий подвиг; возможно, его смысл в том, чтобы удвоить напряженность самой музыки напряжением музыкантов.

Вольфганг Амадей Моцарт. Концертная симфония. Квинтет до-минор (Caro Mitis). Вроде бы удивить Моцартом практически невозможно, однако золотому гобою России Алексею Уткину это удается: два сочинения Моцарта звучат у него одновременно и по-новому, и так, будто это воля автора. Хрестоматийную Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром Уткин переложил для гобоя и флейты. В отличие от многих других подобных транскрипций, в которых многое теряется, новая версия не является тенью авторской -- она абсолютно самоценна и едва ли уступает оригиналу.

Еще более интересный путь прошла Серенада для восьми духовых, которую впору поставить рядом с двумя минорными симфониями Моцарта, Двадцать пятой и Сороковой: серенада не уступает им ни в строгости формы, ни в красоте содержания. Через шесть лет после создания серенады Моцарт сделал ее обработку для струнного квинтета -- версия не менее великолепна, но палитра тембров не так богата. На основе квинтета Алексей Уткин создал переложение для гобоя и струнного квартета, в результате чего родился новый шедевр Моцарта, вобравший в себя лучшие черты обеих версий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон

News image

15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

СЕРГЕЙ АРТЕМЬЕВИЧ БАЛАСАНЯН

Творчество С. Баласаняна глубоко интернационально по своей природе. Связанный прочными корнями с армянской культурой, он всю жизнь изучал и оригинал...

Читать>>
News image

ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ ФОМИН

Е. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе ...

Читать>>
News image

Монтеверди Клаудио Джованни Антонио

Монтеверди был итальянским композитором. Вместе с Мантуанским он отправился путешествовать по Европе, где и познакомился с новой европейской музыко...

Читать>>