Из жизни великих:

Первая опера Вагнера <<Феи>>.

News image

В Вюрцбурге в 1833 году была написана первая опера Вагнера <<Феи>> (на сюжет драматической сказки Карло Го...

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

Карл Филипп Эммануил Бах

News image

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах является немецким музыкантом и композитором. Он весьма известен еще как Гамбургский Ба...

Закулисье:

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фиг...

Реконструкция БЗК в Москве закончится к июню 2011 года

News image

Основной этап реконструкции Большого зала Московской консерватории завершится к июню 2011 года. Первыми обновленный це...

Авторизация






Как Мендельсон обработал Шостаковича
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

как мендельсон обработал шостаковича

Три года назад музыкальный мир отметил 250-летие Моцарта и 100-летие Шостаковича. Всевозможных переизданий, антологий, новых интерпретаций их музыки тогда появилось столько, что добавить к этому, казалось, больше нечего. Однако у обоих композиторов остались хорошо известные сочинения, которые даже после юбилейной лихорадки можно исполнить неожиданным образом. В этом убеждают новые записи шедевров Моцарта и Шостаковича, появившиеся с тех пор по инициативе гобоиста Алексея Уткина и скрипача Гидона Кремера.

Дмитрий Шостакович. Сонаты для скрипки и альта (Deutsche Grammophon). Два шедевра позднего Шостаковича -- Скрипичная и Альтовая сонаты -- звучат в обработке для солирующего инструмента с оркестром. Что касается аранжировки Альтовой сонаты для струнных и челесты, она хорошо известна: ее сделал и впервые записал около 20 лет назад альтист Владимир Мендельсон, известный солист, преподаватель и ансамблист, выступающий с Мишей Майским, Гидоном Кремером, Давидом Герингасом и другими музыкантами мирового класса. Великолепная обработка напоминает о том, что в средней части сонаты -- последнего сочинения Шостаковича -- он цитирует собственную неоконченную оперу Игроки (факт, ставший известным уже после смерти композитора).

Новая запись версии Мендельсона интересна в первую очередь тем, что ее сделал Юрий Башмет, игравший сонату еще с самим Святославом Рихтером. Более любопытна Скрипичная соната, превратившаяся в обработке для струнных и ударных как бы в еще один скрипичный концерт Шостаковича. Один из аранжировщиков -- ударник Андрей Пушкарев, чьи барабанная дробь и ксилофон во второй части звучат на удивление уместно, словно так и задумал композитор. Сольную партию играет Гидон Кремер; он же выступает в роли дирижирующего концертмейстера, под чьим управлением Кремерата Балтика звучит просто блестяще. Запись сделана на концерте в Большом зале Консерватории, где сонату обрамляли сочинения Леонида Десятникова и Гии Канчели.

Гидон Кремер. Малер и Шостакович (ECM). Еще раз Кремер и Кремерата , еще раз поздний Шостакович. Этот диск естественно было бы объединить с предыдущим в двойной альбом, если бы не фирменный саунд (у двух звукозаписывающих компаний он абсолютно разный) и не более чем скромный результат. Программа начинается также с обработки: адажио из Десятой симфонии Малера в аранжировке Ханса Штадльмайра для струнных. Хотя изначально музыка предназначена для огромного оркестра, она и в исполнении камерного состава звучит органично, приближаясь к Ночи просветленной Шенберга и Метаморфозам Штрауса. Адажио -- завещание Малера, первая часть симфонии, работу над которой прервала смерть, -- играет здесь роль предисловия к одному из последних сочинений Шостаковича: Четырнадцатой симфонии, прообразом которой послужила малеровская же Песнь о земле .

Симфония Шостаковича, записанная на концерте в венском Мюзикферайне, каких-либо метаморфоз не претерпела, но Кремер с командой оригинальны и тут: они исполняют без дирижера сочинение, где он необходим. Иногда Кремерате удаются подобные фокусы -- например, сложнейший Дивертисмент Бартока коллектив умудряется играть не только без дирижера, но даже в отсутствие Кремера за первым пультом. Четырнадцатая без Кремера не обошлась, однако дирижера все равно не хватает, и это не лучшая запись симфонии. Однако исполнителям нельзя не отдать должное -- они совершили настоящий подвиг; возможно, его смысл в том, чтобы удвоить напряженность самой музыки напряжением музыкантов.

Вольфганг Амадей Моцарт. Концертная симфония. Квинтет до-минор (Caro Mitis). Вроде бы удивить Моцартом практически невозможно, однако золотому гобою России Алексею Уткину это удается: два сочинения Моцарта звучат у него одновременно и по-новому, и так, будто это воля автора. Хрестоматийную Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром Уткин переложил для гобоя и флейты. В отличие от многих других подобных транскрипций, в которых многое теряется, новая версия не является тенью авторской -- она абсолютно самоценна и едва ли уступает оригиналу.

Еще более интересный путь прошла Серенада для восьми духовых, которую впору поставить рядом с двумя минорными симфониями Моцарта, Двадцать пятой и Сороковой: серенада не уступает им ни в строгости формы, ни в красоте содержания. Через шесть лет после создания серенады Моцарт сделал ее обработку для струнного квинтета -- версия не менее великолепна, но палитра тембров не так богата. На основе квинтета Алексей Уткин создал переложение для гобоя и струнного квартета, в результате чего родился новый шедевр Моцарта, вобравший в себя лучшие черты обеих версий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ ГРЕЧАНИНОВ

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского ин...

Читать>>
News image

Луи Дюрей (Durey)

Луи Дюрей (Durey) (1888-1979) - французский композитор. B 1910-14 учился в Париже y Л. Cен-Pекье (гармония, контрапункт, фуга). Bходил в группу «Шес...

Читать>>
News image

СТАНИСЛАВ МОНЮШКО (Moniuszko)

Выдающийся польский композитор С. Монюшко - создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя хар...

Читать>>