Из жизни великих:

Бетховен. Первые 10 лет в Вене

News image

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что...

Брамс

News image

Брамс (Иоган) - один из наиболее крупных современных немецкихкомпозиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедн...

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

News image

Много лет прошло с тех пор, как родился великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Могучий расцвет бетховенского...

Закулисье:

Фестиваль под названием "Жемчужины классической музыки

News image

На крыше амфитеатра под названием "Азриэли" двадцатого сентября открылась суккотная "Греческая таверна". Чувственную, за...

Известная оперная певица Аракс Давтян будет похоронена

News image

Похороны всемирно известной оперной певицы, народной артистки Армении Аракс Давтян состоятся 4 августа в Ереванском го...

Авторизация






В продолжение прокофьевской темы
Классическая музыка - Музыкальные публикации

В продолжение прокофьевской темы приятно сообщить, что в серии ЖЗЛ только что вышла книга И. Вишневецкого о С. С. Прокофьеве. (В продаже я книгу видел вчера в магазине Молодая гвардия на Б. Полянке.) Написание новой биографии великого русского композитора, с использованием ранее не доступных для широкого круга исследователей материалов (в т.ч. Дневников ), было дело актуальным. Насколько удачной оказалась попытка, я пока сказать не могу. Во всяком случае, книга представляется достаточно фундаментальным трудом (составляет 700 страниц).

Некоторое представление о стиле книги можно составить по нескольким первым главам, опубликованным в Интернете около года назад. Тогла же было опубликовано и интеврью с автором в журнале Частный корреспондент . Очень жаль, что в печатный вариант книги - скорее всего, по издательски-коммерческим соображениям - совершенно не вошёл аппарат построчных ссылок на источники, присутствующий в интернет-публикации.

Интересно, что автор - разумеется, совсем не перегружая этим основной текст - изредка вплетает в повествование общие рассуждения, которые могут очень не понравиться некоторым представителям нашего современного образованного слоя (и которые бы ждали от биографии Прокофьева прежде всего всевозможной клюквы на тему Прокофьев и Сталин , обильно развешенной, например, в недавно вышедшем на телеканале Звезда фильме К. Игнатова о Прокофьеве):

Смецкой принадлежал к тому типу несентиментальных, но щедрых русских, на которых и держится любое дело в нашей стране. Для таких людей успех их собственного предприятия, рост их богатства или признания – никогда не причина для личного самоутверждения, но повод разделить успех и радость с другими, поспособствовать росту общего благосостояния. «Критически мыслящая» интеллигенция никогда не жаловала такой тип. Где же борьба с неизбежными уродствами и несовершенствами жизни? То, что уродства и несовершенства могут преодолеваться через упорный, ответственный, созидательный труд, а не через одни лишь требования к другим поменять устройство жизни сверху донизу, что в этом мире мы сами ответственны за наши беды или благо, «критически мыслящим» в голову не приходит. Люди навроде Смецкого помнили и о достоинстве каждого из тех, кто вкладывал в общее созидательное дело свои умения и знания. Прокофьев чувствовал неодолимое влечение к подобному типу. Таков был его отец, превративший худое село в процветающее. Таким будет его названный отец в музыкальном театре Дягилев, создавший без копейки государственной поддержки частную антрепризу, сделавшую для славы России больше, чем все императорские театры, вместе взятые. Те же черты – привычка начинать с себя самого и, не ожидая помощи извне, создавать самому себе и окружающим приемлемые условия, – были присущи и Прокофьеву. (из второй главы, с. 68-69).

Или, например, такой пассаж, в главе об опере Война и мир :
А сейчас, спросим сами себя, как повела бы себя русская элита, возникни смертельная угроза стране? Да почему собственно как бы ? Россия вот уже около пятнадцати лет стоит перед возрастающим натиском извне, более серьёзным, чем в 1812 или 1941 годах, а вокруг неё сжимается удушающая хватка глобальной империи - исторически последнего шанса тяжело больной западноевропейской цивилизации, который ей дан в лице североамериканских учеников; и как же ведёт себя нынешний русский образованный класс? Он всё-таки расколот и в некоторой части уже сдался на милость цивилизаторов и сторонников общечеловеческих ценностей , не веря в то, что бороться за отечество имеет смысл. Но слушать нынешних курагиных и беннингсенов недопустимо: это беззастенчивые эгоисты и карьеристы в вольном или невольном услужении у тех, кто в лучшем случае держит их за полезных идиотов. В другой своей части вместе с измученным столетием экспериментирования населением образованные слои начинают видеть неуничтожимые основания национального бытия. Не просто видеть - уже возвращаться к ним. Главная схватка, впрочем, ещё впереди. Если правы Трубецкой, Толстой и Прокофьев, то течение её и исход легко предугадать.

Так, значит, Прокофьев создал в Войне и мире своего рода апологию России? Ещё за сто лет до Прокофьева, в 1844 году в открытом письме к редактору немецкой Всеобщей газеты Фёдор Тютчев, как и наш герой, проживший немало лет за пределами отечества и не имевший особенных иллюзий ни относительно цивилизованного мира, ни относительно способности образованных русских толкать самих себя к краю пропасти, восклицал: Апология России!.. Боже мой, эту задачу взял на себя превосходящий всех нас мастер, который, как мне кажется, выполнял её до сих пор с достаточной славой. Истинный защитник России - история, в течение трёх столетий разрешавшая в её пользу все тяжбы, в которые русский народ раз за разом ввергал всё это время свои таинственные судьбы... Трудно что-то прибавить к этим мудрым словам.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Классика и современность в одном концерте

News image

Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко...

В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классич

News image

В республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН (Gershwin)

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества с...

Читать>>
News image

НАЗИБ ГАЯЗОВИЧ ЖИГАНОВ

Эту строку из Моабитской тетради Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный худож...

Читать>>
News image

КАРЛО ДЖЕЗУАЛЬДО ДИ ВЕНОЗА (Gesualdo di Venosa)

Творчество К. Джезуальдо выделяется своей необычностью, оно принадлежит сложной, переломной исторической эпохе - переходу от Ренессанса к XVII столе...

Читать>>