Из жизни великих:

Увертюра к опере <<Тангейзер>>

News image

Опера <<Тангейзер>> написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. Основной конфликт оперы заключает...

Интересные эпизоды, которые происходили в жизни компози

News image

1. О своих доходах Моцарт как-то написал, что он получает слишком много за то, что он делает и при этом слишком мал...

Моцарт (не Википедия) – влияние музыки на развитие чело

News image

Музыка Моцарта, как считают многие специалисты, оказывает влияние на способности человека, в особенности в детском во...

Закулисье:

Об Оркестре Государственного академического Большого те

News image

  Данный оркестр начал собираться в 1776-м году. Музыканты, которые входили в данный оркестр, были крепостными. Их теат...

В Уфе проходит Третий Международный фестиваль под назва

News image

В Уфе, если быть точнее, в Башкирской государственной филармонии, благодаря поддержке Австрийского культурного центра со...

Авторизация






В продолжение прокофьевской темы
Классическая музыка - Музыкальные публикации

В продолжение прокофьевской темы приятно сообщить, что в серии ЖЗЛ только что вышла книга И. Вишневецкого о С. С. Прокофьеве. (В продаже я книгу видел вчера в магазине Молодая гвардия на Б. Полянке.) Написание новой биографии великого русского композитора, с использованием ранее не доступных для широкого круга исследователей материалов (в т.ч. Дневников ), было дело актуальным. Насколько удачной оказалась попытка, я пока сказать не могу. Во всяком случае, книга представляется достаточно фундаментальным трудом (составляет 700 страниц).

Некоторое представление о стиле книги можно составить по нескольким первым главам, опубликованным в Интернете около года назад. Тогла же было опубликовано и интеврью с автором в журнале Частный корреспондент . Очень жаль, что в печатный вариант книги - скорее всего, по издательски-коммерческим соображениям - совершенно не вошёл аппарат построчных ссылок на источники, присутствующий в интернет-публикации.

Интересно, что автор - разумеется, совсем не перегружая этим основной текст - изредка вплетает в повествование общие рассуждения, которые могут очень не понравиться некоторым представителям нашего современного образованного слоя (и которые бы ждали от биографии Прокофьева прежде всего всевозможной клюквы на тему Прокофьев и Сталин , обильно развешенной, например, в недавно вышедшем на телеканале Звезда фильме К. Игнатова о Прокофьеве):

Смецкой принадлежал к тому типу несентиментальных, но щедрых русских, на которых и держится любое дело в нашей стране. Для таких людей успех их собственного предприятия, рост их богатства или признания – никогда не причина для личного самоутверждения, но повод разделить успех и радость с другими, поспособствовать росту общего благосостояния. «Критически мыслящая» интеллигенция никогда не жаловала такой тип. Где же борьба с неизбежными уродствами и несовершенствами жизни? То, что уродства и несовершенства могут преодолеваться через упорный, ответственный, созидательный труд, а не через одни лишь требования к другим поменять устройство жизни сверху донизу, что в этом мире мы сами ответственны за наши беды или благо, «критически мыслящим» в голову не приходит. Люди навроде Смецкого помнили и о достоинстве каждого из тех, кто вкладывал в общее созидательное дело свои умения и знания. Прокофьев чувствовал неодолимое влечение к подобному типу. Таков был его отец, превративший худое село в процветающее. Таким будет его названный отец в музыкальном театре Дягилев, создавший без копейки государственной поддержки частную антрепризу, сделавшую для славы России больше, чем все императорские театры, вместе взятые. Те же черты – привычка начинать с себя самого и, не ожидая помощи извне, создавать самому себе и окружающим приемлемые условия, – были присущи и Прокофьеву. (из второй главы, с. 68-69).

Или, например, такой пассаж, в главе об опере Война и мир :
А сейчас, спросим сами себя, как повела бы себя русская элита, возникни смертельная угроза стране? Да почему собственно как бы ? Россия вот уже около пятнадцати лет стоит перед возрастающим натиском извне, более серьёзным, чем в 1812 или 1941 годах, а вокруг неё сжимается удушающая хватка глобальной империи - исторически последнего шанса тяжело больной западноевропейской цивилизации, который ей дан в лице североамериканских учеников; и как же ведёт себя нынешний русский образованный класс? Он всё-таки расколот и в некоторой части уже сдался на милость цивилизаторов и сторонников общечеловеческих ценностей , не веря в то, что бороться за отечество имеет смысл. Но слушать нынешних курагиных и беннингсенов недопустимо: это беззастенчивые эгоисты и карьеристы в вольном или невольном услужении у тех, кто в лучшем случае держит их за полезных идиотов. В другой своей части вместе с измученным столетием экспериментирования населением образованные слои начинают видеть неуничтожимые основания национального бытия. Не просто видеть - уже возвращаться к ним. Главная схватка, впрочем, ещё впереди. Если правы Трубецкой, Толстой и Прокофьев, то течение её и исход легко предугадать.

Так, значит, Прокофьев создал в Войне и мире своего рода апологию России? Ещё за сто лет до Прокофьева, в 1844 году в открытом письме к редактору немецкой Всеобщей газеты Фёдор Тютчев, как и наш герой, проживший немало лет за пределами отечества и не имевший особенных иллюзий ни относительно цивилизованного мира, ни относительно способности образованных русских толкать самих себя к краю пропасти, восклицал: Апология России!.. Боже мой, эту задачу взял на себя превосходящий всех нас мастер, который, как мне кажется, выполнял её до сих пор с достаточной славой. Истинный защитник России - история, в течение трёх столетий разрешавшая в её пользу все тяжбы, в которые русский народ раз за разом ввергал всё это время свои таинственные судьбы... Трудно что-то прибавить к этим мудрым словам.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску

News image

24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ...

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЭНРИКЕ ГРАНАДОС (Granados)

С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX...

Читать>>
News image

ЭДУАРДАС КОСТО БАЛЬСИС

Э. Бальсис принадлежит к числу наиболее выдающихся музыкантов Советской Литвы. Его деятельность как композитора, педагога, музыкально-общественного ...

Читать>>
News image

АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композито...

Читать>>