<<Нюрнбергские мейстерзингеры>>. |
Биография и творчество - Вагнер |
В этом произведении Вагнер как художник оказался неизмеримо выше своих общественно-политических и философских взглядов. По основной идейной направленности и художественному мастерству <<Мейстерзингеры>> принадлежат к высоким достижениям передового немецкого искусства. В творческом пути Вагнера <<Мейстерзингеры>> занимают особое, даже исключительное место, Трудно себе представить более противоположные произведения, чем написанные непосредственно одно после другого <<Тристан и Изольда>> и <<Мейстерзингеры>>: в первой опере пессимизм, обреченность, ночь, мрак и смерть; во второй - светлый оптимизм, ясный день, солнечная радость, торжество жизни. Написанная на бытовой сюжет из истории Нюрнбергского бюргерского быта XVI века, опера <<Мейстерзингеры>>-- наиболее реалистическое произведение Вагнера. Ее герои -- обыкновенные немецкие бюргеры, принадлежащие к ремесленным цехам и занимающиеся поэзией и музыкой. Главный сюжетный стержень оперы -- борьба передового народного искусства, представителем которого является молодой рыцарь Вальтер Штольцинг, с мертвой схоластикой и рутиной, олицетворенной в образе городского писаря Бекмессера. Бекмессер -- комический персонаж оперы -- обрисован Вагнером остро сатирически; Вагнер разоблачает в нем педанта, не желающего ничего видеть за пределами сухих, устаревших правил искусства. Не нужно доказывать, насколько это было актуально в борьбе с рутиной и консерватизмом в современной Вагнеру художественной жизни. С легкой руки Вагнера слово <<бекмессеровщина>> стало синонимом консерватизма, педантизма и закоренелой рутины. Одним из главных героев <<Мейстерзингеров>> является сапожник и поэт Ганс Сакс (действительное историческое лицо), благородный, честный нюрнбержец, помогающий Вальтеру -- носителю передового народного искусства -- добиться победы в состязании Нюрнбергских мастеров пения. В сочетании живого народного искусства, свободного поэтического вдохновения с сложившимися традициями мастерства -- главная идея оперы. Сюжет оперы обусловил тесную связь музыки <<Мейстерзингеров>> с народной немецкой музыкой. В отличие от других поздних произведений Вагнера в этой опере наряду с громадной ролью оркестра ведущее значении имеет вокально-мелодическая сфера, особенно в чудесных песнях (песни Вальтера, сапожная песня Сакса); обилие хоров и ансамблей также ставит оперу на особое место среди других опер Вагнера. Комическая сцена драки в финале второго акта поражает мастерством ансамблевого полифонического письма. Конечно, и здесь Вагнер пользуется системой лейтмотивов, и здесь есть непрерывная текучесть музыкального развития. Но все это сочетается с законченностью песенных форм, образующих самостоятельные эпизоды внутри симфонической ткани, чего почти совсем нет в <<Тристане и Изольде>>. |
Читайте: |
---|
Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сезОсень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры... |
Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет... |
В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классичВ республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты... |
Классика и современность в одном концертеОмский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко... |
Дмитрий Игнатьевич Аракишвили (Аракчиев)Дмитрий Игнатьевич Аракишвили (Аракчиев) (11(23) II 1873, Владикавказ, ныне Орджоникидзе - 13 VIII 1953, Тбилиси) - советский композитор, музыковед-... Читать>> |
МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЕНИСЖизнь М. К. Чюрлениса была недолгой, но творчески яркой и насыщенной. Он создал ок Читать>> |
КОМИТАС (Согомон Геворкович Согомонян)Выдающийся армянский композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Комитас сыграл исключительно ... Читать>> |