<<Нюрнбергские мейстерзингеры>>. |
Биография и творчество - Вагнер |
В этом произведении Вагнер как художник оказался неизмеримо выше своих общественно-политических и философских взглядов. По основной идейной направленности и художественному мастерству <<Мейстерзингеры>> принадлежат к высоким достижениям передового немецкого искусства. В творческом пути Вагнера <<Мейстерзингеры>> занимают особое, даже исключительное место, Трудно себе представить более противоположные произведения, чем написанные непосредственно одно после другого <<Тристан и Изольда>> и <<Мейстерзингеры>>: в первой опере пессимизм, обреченность, ночь, мрак и смерть; во второй - светлый оптимизм, ясный день, солнечная радость, торжество жизни. Написанная на бытовой сюжет из истории Нюрнбергского бюргерского быта XVI века, опера <<Мейстерзингеры>>-- наиболее реалистическое произведение Вагнера. Ее герои -- обыкновенные немецкие бюргеры, принадлежащие к ремесленным цехам и занимающиеся поэзией и музыкой. Главный сюжетный стержень оперы -- борьба передового народного искусства, представителем которого является молодой рыцарь Вальтер Штольцинг, с мертвой схоластикой и рутиной, олицетворенной в образе городского писаря Бекмессера. Бекмессер -- комический персонаж оперы -- обрисован Вагнером остро сатирически; Вагнер разоблачает в нем педанта, не желающего ничего видеть за пределами сухих, устаревших правил искусства. Не нужно доказывать, насколько это было актуально в борьбе с рутиной и консерватизмом в современной Вагнеру художественной жизни. С легкой руки Вагнера слово <<бекмессеровщина>> стало синонимом консерватизма, педантизма и закоренелой рутины. Одним из главных героев <<Мейстерзингеров>> является сапожник и поэт Ганс Сакс (действительное историческое лицо), благородный, честный нюрнбержец, помогающий Вальтеру -- носителю передового народного искусства -- добиться победы в состязании Нюрнбергских мастеров пения. В сочетании живого народного искусства, свободного поэтического вдохновения с сложившимися традициями мастерства -- главная идея оперы. Сюжет оперы обусловил тесную связь музыки <<Мейстерзингеров>> с народной немецкой музыкой. В отличие от других поздних произведений Вагнера в этой опере наряду с громадной ролью оркестра ведущее значении имеет вокально-мелодическая сфера, особенно в чудесных песнях (песни Вальтера, сапожная песня Сакса); обилие хоров и ансамблей также ставит оперу на особое место среди других опер Вагнера. Комическая сцена драки в финале второго акта поражает мастерством ансамблевого полифонического письма. Конечно, и здесь Вагнер пользуется системой лейтмотивов, и здесь есть непрерывная текучесть музыкального развития. Но все это сочетается с законченностью песенных форм, образующих самостоятельные эпизоды внутри симфонической ткани, чего почти совсем нет в <<Тристане и Изольде>>. |
Читайте: |
---|
Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат![]() 26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле... |
Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии![]() 8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио... |
В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де![]() 16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ... |
Московская филармония представит «Сказки Гофмана»![]() В воскресенье, 3 октября, в московской филармонии знаменитая опера Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» откроет один из популя... |
![]() ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ ФОМИНЕ. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе ... Читать>> |
![]() СТЕПАН АНИКИЕВИЧ ДЕГТЯРЕВСовременник Д. Бортнянского, ровесник Н. Карамзина, С. Дегтярев (или, как он сам подписывался, Дехтярев) занял в истории русской музыки заметное мес... Читать>> |
![]() ФРОМАНТАЛЬ ГАЛЕВИ (Halevy)Французский композитор. Член Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерват... Читать>> |